Есть распространенное мнение, что в культурном самосознании нашего народа доносительство, как бы красиво оно ни именовалось (например, выполнение гражданского долга), никогда не будет считаться достойным и уважаемым делом. Мол, свою прививку мы получили еще в 1937 году, когда каждый второй сигнализировал куда надо на каждого первого и наоборот. Однако по мере того как отечественный бизнес отстраивается в соответствии с западными принципами деловой этики, все большему числу россиян приходится пересматривать свое отношение к институту стукачества.
Заграница нас научит… стучать цивилизованно
Очень часто новичок, устраивающийся на работу в филиал западной компании, оказывается перед выбором — принимать или не принимать ему новые для себя правила игры, в рамках которых, в частности, он обязан доносить руководству о коллегах — нарушителях корпоративной и трудовой дисциплины. Возможно, многие патриоты, любящие порассуждать за кружкой пива о несгибаемом характере, будут разочарованы, узнав результаты недавних исследований отечественных ученых. Оказывается, наши люди психологически достаточно гибки и легко приспосабливаются. Психологи опросили несколько сотен служащих филиалов западных компаний: проблема взаимной подозрительности оказалась лишь во втором десятке по своей актуальности и болезненности для психики респондентов. Более того, постепенно информирование руководства о происходящих в компании нарушениях становится нормой и во многих отечественных фирмах. Наши управленцы перенимают все самое передовое у иностранных коллег, например заказывают специальные тренинги, обучающие, как вовремя выявить всех скрытых саботажников и вредителей в своем и соседнем отделах и оперативно «отстучать» добытую «развединформацию».
«У нас на предприятии принят кодекс поведения сотрудника, — рассказывает менеджер известной кондитерской компании. — В нем предусмотрено, что каждый рабочий и инженер обязан помочь родному предприятию, в том числе рассказав о фактах нарушения трудовой дисциплины, воровстве, порче оборудования. Благодаря неравнодушию сотрудников, алкоголики и несуны надолго не задерживаются. А бдительным патриотам предприятия за каждый важный сигнал мы выплачиваем премии. И ничего плохого я в этом не вижу. Просто люди заинтересованы в том, чтобы репутация нашей фирмы и качество продукции всегда были на высоте.
Не берусь однозначно комментировать слова этого менеджера. С одной стороны, будь в нашем отечестве побольше неравнодушных и бдительных граждан, сколько бед, катастроф, преступлений удалось бы предотвратить. Да и коррупции наверняка стало бы поменьше, если бы каждый взяткодатель опасался неминуемого звонка в правоохранительные органы. Но с другой стороны, слишком недалеко мы еще ушли от того времени, когда «сознательные» граждане убирали с помощью доносов мешающих соседей по коммуналке и отправляли на тот свет начальников, чье кресло мечтали занять.
«Телеграфисты» — неотъемлемая часть западной деловой культуры
Добропорядочному американцу или англичанину, как правило, даже не требуется специально разъяснять, что в случае любого нарушения он обязан сообщить об увиденном в администрацию своей фирмы, ближайший полицейский участок или в налоговую службу. Такова традиция западной культуры. Этому же учит протестантская этика: если ты материально обеспечен, здоров и вообще успешен — значит, ты любим богом и соблюдаешь мирские и религиозные законы. Следовательно, твой долг христианина и гражданина — доложить куда следует о любом нарушении порядка.
Правда, бывают и перегибы. Например, не так давно агентство France Press сообщило о довольно неприглядном инциденте: сотрудник одной очень известной компании по производству сладкой газированной воды (все мы прекрасно знаем данную торговую марку) был уволен только за то, что неосмотрительно — на глазах коллеги — выпил шипучку из банки, раскрашенной в цвета главного конкурента своей компании. Очевидец сего кощунства то ли побоялся сам быть уволенным за недоносительство (а вдруг факт «предательства» видел кто-то третий), то ли прикончил сослуживца из принципиальных соображений. А может, он просто выслуживался перед администрацией.
Информагентство не называет конкретной суммы в серебрениках, которую заслужил иуд… то есть, я хотел сказать, честный работник компании.
А, например, краткое руководство по деловой этике одной всемирно известной южнокорейской автокорпорации содержит статью, предельно подробно регламентирующую порядок доклада о замеченных нарушениях: «Если вам стало известно, что действия или намерения кого-либо из сотрудников (временных либо вышестоящих) идут вразрез с интересами компании, нарушают деловой кодекс компании или же от лица компании проводятся операции, ставящие под угрозу ее имидж и деловую репутацию, вы обязаны немедленно довести эту информацию до старшего администратора службы безопасности компании или же до одного из членов совета директоров. При этом вы можете игнорировать все правила иерархической цепочки, то есть действовать через голову непосредственного начальства». Естественно, такие документы становятся достоянием широкой публики только благодаря утечкам в прессу и сразу делаются предметом газетных дебатов на тему «О жутких порядках, царящих за сверкающими фасадами крупных корпораций».
Стоит ли поощрять бдительных офисных «доброжелателей»?
Каждому начальнику самому приходится находить ответ на этот неоднозначный вопрос. Обычно все напрямую зависит от стиля руководства, который исповедует тот или иной босс. Авторитарный лидер, как правило, не склонен рассчитывать на доброжелательную открытость коллектива, ему обязательно потребуются свои информаторы в среде подчиненных. Да и лебезящих перед первым лицом фирмы заместителей тоже ведь надо как-то перепроверять, а то они в своем страхе и желании услужить будут вечно передавать наверх сильно приглаженную необъективную информацию. Любому тирану, окруженному плотным кольцом баснопевцев и лизоблюдов, без разветвленной сети осведомителей просто не обойтись. Кроме того, бывают ситуации, при которых любая информация из среды подчиненных становится жизненно необходимой для спасения дела.
Совсем другое дело — организация, устроенная по демократическому принципу. Как правило, в условиях мягкого климата сотрудники более лояльны к руководству и открыты для взаимного сотрудничества. Информация снизу почти не искажается на пути к верхушке руководства. Любая попытка при смене менеджмента ввести практику взаимной слежки будет напоминать работу стахановской бригады лесорубов в девственных джунглях, что в итоге быстро и самым негативным образом скажется на психологической обстановке в коллективе.
По материалам Zarplata.ru