Нервы — штука непредсказуемая, имеют свойство «сдавать» в самый неожиданный момент. Заскоки бывают у всех, но, согласитесь, в коллективе всегда есть человек (или даже несколько), у которого нервы, кажется, «сдали» еще на моменте трудоустройства в компанию. Он истерично хлопает ящиками стола, что вздрагивает пол офиса, закатывает глаза при встрече коллег и по любому поводу высказывает свои возмущения. Не иначе: такие люди токсичны, мы настоятельно рекомендуем избегать их компании, ибо риск подхватить вирус безосновательного недовольства велик как никогда.
Токсичные сотрудники — открытый источник склок и офисных междоусобиц, откровенно создающих негативную ауру и атмосферу в коллективе. Изменить их практически нереально — такие персонажи не оставляют шансов другим сотрудникам, а все, на что способен менеджер — скорее избавиться от них. Мы между тем не поддерживаем идей «рубить сплеча», но и адвокатами выступать не станем — лучше всего пустить их энергию в мирное русло. Постараемся выяснить и выделить самые распространенные типы токсичных сотрудников, которые встречаются в офисах.
Баррикадист
Мир и согласие не для него. Баррикадиста не вдохновляет коллективная работа и качественный общий результат. Куда больше ему интересны противостояния и междоусобные корпоративные войны — он готов нападать даже на «безобидных и невинных», которые и близко ему не угрожают. Работать ему практически некогда — большинство своего времени и усилий он тратит на баррикады, коллективные склоки и накопление тонн желчи, которыми захлестнет очередного невинного коллегу. Баррикадист опасен практически для каждого в офисе: с одной стороны, он абсолютно не эффективен как командный игрок, с другой — он понижает эффективность других сотрудников.
Что с ним делать? Правильнее всего — найти толковое применение его энергии, загрузив его работой настолько, чтоб он и голову поднять не смог. Не будет времени строить баррикады — не будет и самих баррикад. Последовательный перечень мелких задач, четкий контроль дедлайнов, строгая отчетность и неотвратимость наказания за невыполнение — единственный рецепт, который хоть ненадолго усмирит баррикадиста и позволит офису нормально существовать.
Король драмы
Не менее вредный персонаж, но в отличие от баррикадиста не выступает самостоятельной боевой единицей, а играет роль «режиссера-постановщика», создающего конфликты между коллегами, но самостоятельно в них не участвуя. Король драмы постоянно находится в гуще событий, превращая все это в малоприятное острое варево. Интриги, скандалы, расследования — вот из чего состоит обычный рабочий день выдающегося офисного драматурга. Подогрев весь этот корпоративный компот до состояния кипения, король занимает лучшее место в партере, с улыбкой внимания тепло от разборок, происходящих на сцене воображаемого театра.
Деструктивная роль данного персонажа налицо. Будучи то ли серым кардиналом, то ли «бабкой-сплетницей», он распространяет негатив в коллективе, заражая вирусом деструктива всех и вся. Повлиять на него практически невозможно, ибо о своей скрытой участи знает лишь сам король драмы — такими хобби делится не принято. Негативная социальная роль драматурга способна снизить работоспособность и производительность коллектива, уничтожить корпоративный дух и привести к ужесточению контроля со стороны руководства. Едва ли начальство может представить, что причиной падения показателей являются сплетни, поэтому и запрета на них не последует. И так будет продолжаться до тех пор, пока «короля» не уволят или он не уволится сам в поисках новых жертв.
Жертва
Воистину скользкий тип, отравляющий офисную атмосферу ядовитыми токсинами. Жертва всегда ищет негатив по отношению к себе, письменно фиксируя любые потенциальные поползновения в свою сторону. Естественно, надуманные. Теории заговора — это для нее, жертва страдает паранойей, везде ищет подвох и постоянно жалуется на вселенскую несправедливость, поднимая протестный градус в коллективе. Находя сочувствие среди коллег, жертва входит во вкус: если у нее абсолютно нет сложностей, она придумает их, усложнив жизнь не только себе, но и сослуживцам. Его поведение заразно — количество жертв, ноющих по любому поводу, будет только постоянно расти. Вскоре несправедливым станет не только весь мир, но и ранее лояльное руководство компании, и даже непосредственный начальник.
Естественно, жертва никогда не войдет в число «передовиков производства». Она, скорее, «плетется» в числе аутсайдеров, но при этом всегда находит, зачастую слезливое, но оправдание собственной неэффективности. Подвид таких персонажей — хронически больная жертва, которая оправдывает своим состоянием здоровья любые проблемы. Ипохондрики позволяют себе даже не приходить на работу, надумывая плохое самочувствие. Правда, и место работы им тоже приходится менять практически постоянно.
Работник месяца
Работник месяца (а иногда и года) привык делать все сам. Его эффективность и производительность в разы превышает средний уровень по офису, ему все по плечу. «Цементный завод — я, погрузка угля — я, уборка конюшен — тоже я». Его чрезмерная самостоятельная ответственность и боязнь, что вскоре в рамке над надписью «Работник месяца» будет уже не его фото, заставляет других работников почувствовать собственную ненужность. Получается, что коллеги «сливаются», сам работник месяца справиться со всеми делами не способен, помощи ни у кого не просит и как итог — премии лишают весь отдел. Получается, что и сам оказался неэффективен, и коллегам сослуживцам нормально работать не дает.
Что ему нужно? «Персональный наряд на все 15 суток». Только поддержка, только взаимопомощь, только коллективная работа могут дать эффективный результат. Такой сотрудник должен научиться продуктивно разграничиваться и оптимизировать задачи. Из него получился бы неплохой руководитель, но высок риск, что он может быть ценен лишь как «индивидуальный игрок», а в коллективе его нахождение отравляюще. Поэтому такие люди чаще всего становятся экспертами в своей отрасли, привлекаемыми сугубо в качестве стороннего специалиста. Найти подход к подчиненным — это не для него, но и быть подчиненным кому-то тоже не самая лучшая идея для такого персонажа.
Че Гевара
Настоящий мятежник и бунтарь, без какой-либо причины преисполненный решимости нарушать писанные и не писанные корпоративные правила. В вашем офисе дресс-код? Каждую пятницу этот персонаж будет приходить в джинсах и майке, в одиночку противостоя системе. Заставляют ходить на корпоративные семинары и прочие образовательные мероприятия? О нем там вообще никогда не слышали. Безусловно, некоторые правила и ограничения полезны для работников и, в частности, для сохранения их производительности. Но великий Че воспринимает любые из них в качестве ограничений его собственной личной свободы, стараясь идти наперекор начальству практически на каждом шагу.
Будучи независимым мыслителем, «корпоративный повстанец» хочет менять мир, меняя людей вокруг себя. Преследуя социалистические идеи, он «топит» за рабочий класс, не желая жить в «кандалах корпораций». Естественно, подстрекая к мятежу других своих коллег. Для него справедливость важнее закона, он всегда знает, как народу будет лучше, сколько на самом деле должен платить работодатель и насколько покупательная способность его зарплаты. Мятежники подрывают не только моральный дух в коллективе, но и авторитет начальства, поскольку первым предметом критики со стороны человека Че выступает как раз корпоративная политика. Если другие сотрудники видят, что кто-либо безнаказанно нарушает писанные офисные правила, стоит ли ждать соблюдения от них?!
Царь
Очень приятно. Человек-истина в последней инстанции. Прослыл также человеком с исключительно и единственно верной позицией, которая неподвластная критике и находится вне конкуренции. Его мысли чисты, а ум свеж и светел. С неприкрытой заявкой на собственную гениальность Царь создает вокруг себя настоящую «зону отчуждения», в которую входят все те, кто хоть раз имел смелость не признать верным его мнение. В итоге в эту зону входит весь коллектив, который или напрочь отказывается с ним работать, или ведет неприкрытую войну с Царем. Единственное, что он понимает — это разговор на его языке, поэтому донести до него что-либо можно лишь путем коллективного ультиматума.
Причем такой ультиматум должен прозвучать не только со стороны коллег, но и начальства. Когда «котел терпения» коллектива лопнет, каждый выскажет Царю свое мнение. Он, вероятно, может почувствовать себя недооцененным и уйти из компании, но это может пойти ей только на пользу. Впрочем, если это не «чистый» Царь, а лишь его замашки, корпоративная интервенция явно пойдет ему на пользу, усмирив пыл и поставив на место раздутое эго.