О том, что обманывать нехорошо, каждый из нас знает еще с детства, но как часто мы забываем об этом правиле, если дело касается работы! Мы готовы наобещать золотые горы хорошему специалисту на собеседовании; предложить невыполнимые, явно завышенные планы, лишь бы угодить начальнику; по этой же причине рапортовать о выполнении задания, хотя там еще конь не валялся; да просто из чувства жалости наврать страшненькой сослуживице, что она отлично выглядит…
Не собираюсь читать взрослым людям нотацию на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Вам решать, какими методами пользоваться, воздействуя на окружающих, все зависит от принципов и внутренних установок. Хуже, когда вы сами становитесь жертвой чьей-то фальши, а выявить ее бывает сложно. Те, кто обладает способностью достаточно точно определять ложь, вряд ли смогут точно сформулировать, по каким признакам. Мол, знаю и все. Дело это не только трудное, но и чрезвычайно индивидуальное. Однако есть и общие положения, довольно распространенные. Так что же можно отнести к так называемым «индикаторам лжи»?
Внешние признаки
Прежде всего, предательское изменение голоса. В связи с особенностями акустики мы слышим свой голос не таким, каков он на самом деле. Вы слышали себя в записи? Тогда вы понимаете, о чем я. Когда человек неискренен, он пытается себя контролировать, в том числе и голос, но не всегда получается. Непроизвольно изменяются тембр, интонация, темп речи, появляются дрожь, паузы, демонстративное подчеркивание информации, служащей своеобразной маскировкой лжи. Более контролируемый объект внешности — лицо. Есть просто потрясающие мастера, как говорится, врут и не краснеют, а по лицу абсолютно невозможно ничего определить.
Характерный и самый известный признак лжи — бегающий взгляд, глаза, отведенные в сторону во время прямого вопроса. Но такое вполне возможно, если субъект попал в незнакомую обстановку, общается с тем, кого видит впервые, или просто волнуется. Нюансы необходимо учитывать.
От микронапряжения мышц во время неискреннего заявления по лицу может пробежать тень, это мгновенное изменение отчетливо видно на видеозаписи, но порой совершенно незаметно во время беседы. Существует еще такой индикатор, как внимательный контроль ответа той персоны, которая слушает дезинформацию. Как оценит «внушаемый» сказанное, поймет ли сразу, что ему врут? О так называемых вегетативных признаках вы хорошо знаете: покраснение лица, моргание и другие приметы, сопровождающие чувство неловкости, испытываемое прежде всего людьми, не привыкшими лгать. Главное — не переборщить и не принять испытываемую собеседником неловкость за неправду. Хотя, чаще бывает наоборот. Так, одна моя сослуживица, очень дотошная особа, любила проводить тендеры. Молодые ребята одной из компаний, стремясь любыми средствами получить заказ, врали, что могут сделать буквально все. А «прозорливая» коллега, отдавая им предпочтение, объяснила выбор одной лишь фразой: «Они от меня без ума!» Кто без ума, выяснилось после срыва задания.
Что касается жестикуляции и поз при заведомом обмане, лучше всего вам помогут труды знатока языка тела Аллана Пиза. Напомню некоторые: «рука к лицу»; особенно явный у детей жест — прикрытие рта после обманной фразы; мгновенное, едва уловимое прикосновение к носу; потирание глаз при крупной лжи, часто сопровождающееся фальшивой улыбкой; оттягивание воротника. Однако принимать эти жесты истиной в последней инстанции неверно. Вывод должен быть комплексным. Особенно важно помнить, что внешние знаки должны сочетаться с внутренними их проявлениями — симптомами неискренности, идущей «прямо из головы».
Внутренние признаки
Древние считали, что чем тщательнее скрывается неправда, тем явнее она обнаруживается. Это объяснимо еще и тем, что ложь трудно продумать до мелочей, часто она носит цепной характер — одна порождает другую. (Вывод напрашивается сам собой — лучше, и даже выгоднее, не врать.) Первый признак — противоречивость информации, ее явная нереальность. Например, иностранная транспортная компания объявила завышенную стоимость перевоза, уверяя заказчика, что сейчас такие цены и так далее. При проведенном расследовании оказалось, что отправленный груз в два раза превышал по весу полученный. Однако содержимое контейнера соответствовало накладной! При более детальном выяснении вскрылось и то, что первую половину отправили некоей фирме в Антверпене (за счет заказчика). Предприимчивые перевозчики взяли деньги с обеих сторон, обогатившись таким образом вдвойне.
Небрежность излагаемой информации или другая крайность — нарочитая, чрезмерная точность. Случалось ли вам наблюдать, как подчиненный что-то долго и занудно рассказывает начальнику в свое оправдание? Например, придя на работу только к обеду, объясняет, что ехал с дачи, причем специально встал в шесть утра, чтобы не опоздать, но, как назло, прокололи шину, закончился бензин и так до бесконечности. Хотя на самом деле вчера он всю ночь протанцевал в клубе, а утром просто не мог встать после обильных возлияний. Или постоянное повторение одного и того же утверждения, дабы навязать его. На Востоке говорят: «Ты сказал в первый раз — я поверил. Ты повторил — я усомнился. Когда же ты сказал в третий раз — я понял, что ты лжешь».
А как выдают обман случайные оговорки! Недавний лидер одной из наших бывших республик проговорился, что неугодного государственного деятеля их страны убили. Официальная же версия — несчастный случай. Нетипичная для образовательного уровня данного человека терминология может служить индикатором заученности информации, подготовленной другим лицом, участвовавшим в заговоре. Неадекватность эмоционального фона, нарочитая утрированность чувств, как в индийском кино или мексиканском телесериале, — тоже показатели. Наводит на размышления исключительно положительная информация о себе, особенно на собеседовании с претендентом на вакантную должность. Встречаются и варианты лжи, работающие на опережение. Классический пример: Дон Жуан сообщает жене Командора, что люди говорят о нем разные гадости. Тем самым он как бы формирует защитную позицию очередной жертвы в отношении себя.
Особенно правдиво выглядят попытки некоторых сотрудников и даже начальников изображать из себя Никколо Макиавелли. Сцена много потеряла! Как часто мы верим талантливым лицедеям, рассказывающим сказки с маской трагической или лирической искренности на лице. Часто применяемые «макиавеллистами» и хорошо работающие методы: явный обман, который нетрудно проверить, а оттого и расчет, что в него быстрее поверят; происходящие с другими события приписывают себе или изменяют место и время; «заимствуют» чужие мысли. Часто можно слышать в речи руководителей различных рангов или в интервью некоторых звезд слова типа «я пришел к выводу…», а дальше — мысль Сократа или Аристотеля. Это скорее не ложь, а элементарное невежество. Не от большого ума, так сказать.
Следующий признак заведомого лицемерия — детализация ложной информации с целью представить ее в реальном свете. Или разбивка неверного заявления на блоки, маскировка продуманными фразами, чтобы не сразу было понятно, что перед вами «деза». Заметьте, при этом ни один мускул не дрогнет на лице обманщика. Такой артистизм мне объяснил один руководитель, как-то сказавший, что за время постоянного вранья сам поверил, что у продукта его компании пожизненная гарантия. Подобное бывает и с различными фактами собственной биографии. Некоторые настолько сами себя запутывают, что потом забывают, где в их жизни правда, а где ложь. С такими «феноменами» частенько приходится встречаться кадровикам и менеджерам по персоналу.
Тактические контрмеры
Конечно, не стоит прямолинейно заявлять собеседнику: «Врете вы все!» или «Шутить изволите?» Если вам кажется, что с вами неискренны, примените несколько тактических контрмер, ведь, как известно, не пойман — не вор:
- Не постесняйтесь перепроверить полученную информацию. Причем тотчас же, с вежливым объяснением, мол, «большая просьба, не сочтите за труд представить перечисленные результаты в форме указанного вами медицинского исследования, на которое вы постоянно ссылаетесь».
- Как уже сказано, применяйте комплексность при выводе «Мюнхгаузена» на чистую воду. В жизни подчас случаются такие повороты, поверить в которые очень сложно. Поэтому не стоит подозревать неправду только потому, что описанного не может быть никогда. Нельзя также безоговорочно принимать человека за враля, если он заикается и моргает, — может, у него такая манера говорить…
- Учитывайте обстановку, при которой дается информация. Например, на собеседование пришел некто, указавший в резюме знание трех иностранных языков. Сама процедура является для него стрессовой ситуацией, поэтому вполне возможно, из-за волнения он на некоторое время буквально потерял дар речи, а вы сделаете ошибочный вывод, что свои лингвистические способности соискатель, мягко говоря, приукрасил.
- Не забывайте о личных особенностях. Вы знаете о своей чрезмерной доверчивости или, наоборот, мнительности. Учитывайте этот фактор, а также то, что Иванов (Петров, Сидоров), по слухам, прохиндей, мошенник и врун, а вы совсем не уловили этого при встрече. Более того, он вас просто очаровал! Представьте себе, манипуляторы тоже могут быть обаяшками, не только вредными буками, и в большинстве они соответствуют имиджу «милый лжец», а то как бы они существовали? С такими нужно держать ухо востро! Как правило, человек разумный, коммуникабельный, социально активный, готовый к взаимодействию на своем рабочем месте, быстро и эффективно выявляет ложь, потому что он сам прямо говорит, что ему нужно, не скрывает встречающихся шероховатостей, пренебрегает манипуляцией и вправе требовать этого от остальных. Как считали древние, разуму не приходится выбирать, если выбор между истиной и выдумкой.
Ложь во спасение
А как же с выражением «ложь во спасение», спросите вы. Спешу вас огорчить — нет подобного высказывания в Библии! Это все неверная и угодливая трактовка. В Ветхом Завете сказано: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется», то есть вообще никакая ложь не имеется в виду. Речь идет о том, что и конь человека не спасет, «не ускачет» он от того, что должно с ним случиться.
Елена Ишутина
По материалам «Работа & зарплата»