Сегодня рабочий день в большинстве компаний начинается в 9–10 утра и заканчивается в 18–19 часов. Это время оптимально для «жаворонков», но что же делать «совам»? Ведь гениальные идеи посещают их в основном по ночам, а утром и восьми чашек кофе бывает недостаточно, чтобы проснуться. Можно попытаться стать «жаворонком», только результат будет один — недосыпание и снижение работоспособности. К счастью, сейчас все больше компаний начинают учитывать хронотипы своих сотрудников, предоставляя им возможность работать по гибкому графику.
Специалисты по биоритмам разделяют людей на три основных хронотипа по функциональным особенностям организма в те или иные часы суток:
-
«жаворонки» (утренние) просыпаются рано, пик их деловой активности приходится на 8.00–10.00;
-
«голуби» (дневные) не любят рано вставать и поздно ложиться, их работоспособность имеет два пика — 10.00–12.00 и 15.00–18.00;
-
«совы» (вечерние) окончательно просыпаются и готовы к активной деятельности с 16.00.
По результатам многочисленных исследований, ученые выяснили, что всего 15–25% людей на Земле являются «совами» и 10–15% — «жаворонками». Остальное же население планеты в разной степени обладает чертами обеих групп, то есть может быть причислено к «голубям».
Но есть исследователи, которые убеждены, что «совы» — это всего лишь недисциплинированные «жаворонки». По их мнению, режим жизни «жаворонка» более естественен для человека. А высказывания «сов» относительно того, что вечером им работается лучше, чем в первой половине дня, ничем не обоснованы. Утром, считают эти ученые, «совы» могут справляться с любой работой не менее успешно, чем во второй половине дня. Поэтому им настоятельно рекомендуется не валять дурака, а просто перестроить режим дня. Однако опыты показывают, что сделать это не так-то просто. Человек скорее начнет не высыпаться, хронически уставать, но стрелки своих биологических часов перевести так и не сможет.
По данным Национального фонда сна США, 65% всех американских работников постоянно не высыпаются. Это приводит к снижению производительности их труда и несчастным случаям на производстве. Убытки американской экономики от недосыпа работников ежегодно составляют $18 миллиардов.
В СНГ, хоть и не в таких масштабах, как на Западе, также проводятся исследования хронотипов людей. Например, компания Begin Group провела исследование среди менеджеров по персоналу в 95 российских компаниях. И вот каковы результаты:
-
в 57% компаний работает больше «сов»;
-
в 23% — преобладают «жаворонки»;
-
в 20% — соотношение хронотипов примерно одинаковое.
Интересы «сов» в той или иной степени учитываются только в 54% организаций. Поэтому, прежде чем устраиваться на работу, не лишним будет узнать у будущего руководства, насколько оно лояльно относится к сотрудникам-«совам».
Метод «кнута» — штрафные санкции
К сожалению, многие работодатели не желают учитывать хронотипы сотрудников. «Если человек «сова», то ему приходится вставать утром, выпивать восемь чашек кофе и идти работать», — говорит один из топ-менеджеров.
Ольга Прохорова не скрывает свой хронотип: «Я типичная «сова». Не могу ложиться спать до 2–3 часов ночи и вставать раньше 10–11 часов утра. Два года я работала менеджером по организации мероприятий в крупном агропромышленном холдинге. Рабочий день у всех сотрудников начинался в 10.00. При этом дорога от моего дома до офиса занимала 1 час 50 минут, то есть нужно было выходить в 8.00. А так как утром необходимо умыться, одеться и выпить чашку кофе, то просыпаться я должна была около 7.00. Это для меня совершенно невозможно! Я стала регулярно опаздывать…
Начальник очень хорошо ко мне относился, но за нарушение дисциплины каждый раз отчитывал. Поначалу я придумывала всяческие оправдания: то меня соседи сверху залили, то ко мне родственники едут, которых необходимо встретить на вокзале с утра пораньше, то один из деловых партнеров компании назначил мне встречу в начале рабочего дня и тому подобное. Руководителю понадобилось не так много времени, чтобы вычислить мою ложь.
Справедливости ради стоит отметить, что опаздывала не только я. В один прекрасный день начальник собрал на совещание всех ключевых сотрудников, чтобы найти решение данной проблемы. Оно было найдено: каждый из нас, менеджеров среднего звена, в случае опоздания на работу более чем на полчаса, должен был заплатить. Перестала ли я опаздывать? Нет! Я исправно платила штрафы, но заставить себя просыпаться в 7.00 так и не смогла.
Когда компания-конкурент сделала мне предложение о работе, я долго взвешивала все «за» и «против». Пожалуй, решающую роль сыграл тот факт, что новый работодатель согласился на гибкий график. Теперь я прихожу на работу примерно в полдень, ухожу около девяти вечера и чувствую себя прекрасно. А вот мой бывший начальник, с которым я и сейчас поддерживаю хорошие отношения, признает, что был неправ, вводя в свое время ту «драконовскую» меру».
Александр Мохов, директор компании, занимающейся созданием сайтов, говорит: «Мы работаем с 10 утра и «пока не удовлетворим клиента». По-другому вести клиентский бизнес невозможно». Однако Александр признается, что дисциплина представителей творческих профессий, в частности веб-дизайнеров, «хромает». «Я пробовал принимать разные меры: сначала делал замечания, потом стал прилюдно отчитывать, попытался даже «бить рублем» — штрафовать за опоздания… Но потом понял, что действительно помогает наладить трудовую дисциплину только одно: прямая зависимость оплаты труда сотрудника от своевременно и качественно выполненной работы. Поэтому у дизайнеров в моей компании оплата труда сдельная: много поработал — много заработал».
Метод «пряника» — гибкий график
К счастью, все больше становится руководителей, так или иначе учитывающих хронотипы своих сотрудников.
Максим Карпухин рассказывает, что ему часто приходилось менять работу из-за своей «недисциплинированности». «Ну не могу я рано вставать, не могу, — жалуется Максим. — Я дизайнер, самые гениальные идеи приходят мне в голову именно по ночам. Поэтому вечерние/ночные часы для меня самые плодотворные!» На собеседовании Максим всегда предупреждает работодателя, что приходить на работу будет не раньше полудня. «Кто-то говорит, что для их компании это неприемлемо, а кто-то, в том числе мой последний работодатель, отвечает, что ему не важно, когда я буду работать, главное — как».
На крупных предприятиях с посменной организацией труда проблематично учитывать особенности биологических часов организма (каждый сотрудник работает и в ночные, и в дневные смены). Но вот в небольших офисах и компаниях, в творческих коллективах сделать это вполне возможно.
Например, в «Основном законе (Конституции)» Студии Артемия Лебедева записано:
-
каждый сотрудник Студии Лебедева имеет право на сон в Студии Лебедева — для этих целей существует специализированный диванчик;
-
никто из сотрудников Студии Лебедева не может быть измазан зубной пастой во время сна;
-
каждый сотрудник Студии Лебедева имеет право оставаться работать на ночь…
Дело в том, что в Студии Лебедева работают творческие люди, среди которых немало «сов», и работодатель старается максимально учесть их биологические особенности.
Консультанты хедхантинговой компании Cornerstone говорят о специфике работы «охотников за головами»: «Конечно, мы не подстраиваем график работы под сотрудников-«сов». К счастью, со случаями значительных опозданий и не сталкиваемся. Однако особенность работы хедхантеров состоит в том, что встречи с кандидатами, которые соблюдают свой рабочий график, часто могут проходить только после 19–20 часов. Если она затягивается до позднего вечера, то на следующее утро наш сотрудник, конечно, имеет уважительную причину для небольшого послабления. В этом случае лояльность, безусловно, нужна; к тому же, она вполне оправдывается дальнейшими хорошими результатами работы».
Юлия Попова, начальник отдела найма, оценки и развития ОАО «МТС», заявляет, что и в их компании, в первую очередь, важен результат работы. «Совы» есть в каждом подразделении нашей огромной компании, — говорит эксперт. — Если нашему сотруднику-«сове» трудно начинать рабочий день в 8.30, а в 22.00 его не выгнать из офиса, то мы идем ему навстречу. Изменение расписания обсуждается индивидуально, с непосредственным руководителем. Для всех будет хорошо, если специалист, работая с 11.00 до 20.00 часов, отлично себя чувствует и справляется со своими обязанностями на 100%. Чаще всего такая практика характерна в отношении творческих работников. Не секрет, что гениальные мысли к ним нередко приходят поздно ночью. С другой стороны, очевидно, что такой подход невозможно применить ко всем сотрудникам компании, особенно к тем, кто общается с клиентами или часто контактирует с другими подразделениями организации. Когда необходимо оперативно решать задачи, подольше спать по утрам, увы, не получается».
Профессия располагает…
Конечно, гибким графиком работы могут похвастаться, в первую очередь, рекламные агентства и творческие организации, где во главе угла стоит талант работников. Очевидно, что от уставшего человека очень трудно добиться блестящих идей. В меньшей степени работодатели склонны учитывать хронотипы сотрудников клиентоориентированных профессий.
Однако постепенно все большее количество компаний предоставляет сотрудникам возможность варьировать начало/окончание рабочего дня, усматривая в этом дополнительный мотивирующий фактор для кандидатов. В объявлении о вакансии PHP-программиста одна компания пишет: «Гибкий график работы («совам» — благодать)».
По статистике, среди программистов не меньше «сов», чем среди представителей «более творческих» профессий. Александр Шумкин, к примеру, быстрее всего пишет программные коды именно по ночам: «Тишина, никто не отвлекает, да и мозги лучше всего работают в это время».
На первый взгляд, проще всего работать по индивидуальному графику руководителям — менеджерам среднего и высшего звена: «начальство не опаздывает — начальство задерживается…». С одной стороны, никто не контролирует время прихода и ухода управленца. С другой — KPI никто не отменял, и ответственность за эффективную работу подразделения/департамента лежит именно на его руководителе. Поэтому нередко они приходят в офис раньше, а уходят позже всех, работают не по восемь, а по десять-двенадцать часов в сутки. Не секрет, что синдром хронической усталости — «профессиональная» болезнь именно успешных менеджеров.
Чистосердечное признание
Резюме «совы». Наиболее подходящим для указания вашего хронотипа является раздел «Дополнительная информация». Здесь вы можете отметить желательную форму занятости (полная/частичная), график работы (гибкий/посменный). Если вы не имеете возможности работать по жесткому расписанию, стало быть, незачем тратить как свое время, так и время работодателей.
С другой стороны, вы можете упустить очень выгодное предложение, ведь есть вероятность, что ваша кандидатура настолько заинтересует работодателя, что он согласится изменить для вас график работы. В таком случае сказать о своем хронотипе лучше уже на собеседовании.
Из «совы» в «жаворонка»
«Превратиться» из «совы» в «жаворонка» сложно, но можно… Увы, ненадолго. Спустя какое-то время вы придете к выводу, что здоровье дороже. Да и эффективность вашей работы будет неуклонно снижаться — хроническое недосыпание повышению работоспособности отнюдь не способствует. Поэтому рано или поздно вы смените либо место работы, либо род профессиональной деятельности. Однако цена «насилия» над собственным организмом довольно высока: время, которое вы тратили на тщетную борьбу с самим собой, можно было использовать, к примеру, для поиска работы с подходящим графиком. На сегодняшний день рынок труда — это «рынок кандидата». Дефицит квалифицированных специалистов приводит к тому, что работодатели готовы предложить профессионалам не только конкурентоспособную зарплату, солидный соцпакет, но и наиболее приемлемый график работы. Мировая экономика давно уже функционирует 24 часа в сутки, а использование современных технологий позволяет многим отказаться от традиционного рабочего расписания. Поэтому немало компаний с пониманием относятся к пожеланиям работников относительно удобного графика работы. Ведь это способствует не только улучшению самочувствия и повышению производительности труда сотрудников, но и решению таких проблем, как, например, циклические перегрузки транспортных магистралей и других видов инфраструктуры мегаполисов в «часы пик».
По материалам Headhunter Magazine