Представляем отрывок из книги «Ловушки ложной мотивации» Светланы Ивановой — бизнес-тренера (международный сертификат), автора 16 книг, опыт в HR-е и управленческий с 1995, преподавательской деятельности с 1988.
Много ли вы встречали людей, которые говорят, что они очень хотят карьерного роста или денег, или чего-либо еще? Как вы считаете, так ли это, действительно ли именно это им надо? Мы сейчас оставляем за рамками обсуждения вопрос о сознательной лжи или о так называемых социально-желательных ответах. Так это так или нет?
Марина, успешная сотрудница отдела корпоративных продаж, неоднократно говорила своему руководителю о том, что она очень хочет карьерного роста. На определенном этапе объективно не было вакансии, так что Марина, у которой были прекрасные результаты, бонусы и отношения в коллективе, удовлетворялась ответом: «Мы бы рады тебя продвинуть, но, сама видишь, нет пока вариантов». Однако в какой-то момент появилась вожделенная должность супервайзера, то есть руководителя базового уровня. Так в компании была принята политика открытости в отношении появляющихся вакансий, активно применялся принцип внутреннего рекрутмента, Марина узнала о вновь появившейся должности и заявила, что хотела бы ее занять. Однако у меня были серьезные сомнения в том, действительно ли Марине нужна эта должность, или ее привлекает красивая «оболочка» — статус, признание, может быть, еще что-либо.
Чтобы понять это, я использовала проективный вопрос: «Зачем нужна карьера?».
Вопрос этот я задала во время устной беседы с Мариной по поводу ее перспектив в отношении занятия должности. Ответ был таков:
«Надо же менять что-то, одно и то же надоедает в конце концов».
Надо добавить, что на тот момент времени сотрудница работает около 6 лет в компании и на этом участке работы. При этом, по результатам участия в проектных группах в качестве временного руководителя понятна неспособность к непопулярным решениям в отношении сотрудников из-за преобладания внешней референции и ярко выраженной ориентации на позитивные отношении, стремление всем нравиться. Для продаж это даже и хорошо, а вот в отношении руководства людьми вызывает большие сомнения. Из ответа на проективный вопрос мы видим, что у девушки нет мотивации управлять людьми, желания получить реальные полномочия и власть, а просто она желает внести разнообразие в свою деятельность, которая стала несколько рутинной из-за длительной работы на одном участке. При всем том интересно, что Марина не лукавит, а искренне верит в свое желание расти карьерно (об этом мне известно, в числе прочего, от ее приятельницы, которая давно работает с ней вместе). Итак, с помощью проективного вопроса мне стало понятна истинная мотивация сотрудницы, что помогло выйти из ловушки ложной мотивации. А вот что стало решением этой ситуации вы узнаете из продолжения истории про PR в мотивации и «продажу идей».
Еще одна интересная история посвящена технологу-разработчику колбасы и колбасных изделий, который работал на небольшом мясоперерабатывающем заводе. Преамбула, без которой не будет понятна собственно история и ситуация, начнем с нее. У небольших производств продуктов питания, в отличие от брендированных и разрекламированных гигантов, есть единственный способ выжить в конкурентной среде — это вкусовые качества. Нужно, чтобы, раз купив продукт, человек настолько полюбил его, чтобы спрашивал именно эту колбасу, а не вообще какую-то. Так вот, на этом производстве работает технолог-разработчик вкусов, у которого редкий дар — он потрясающе чувствует вкусы, ароматы, знает все о колбасах, вплоть до выписывания из Италии журналом и заказов переводов статей. У него действительно талант, и его уже не один раз пытались переманить конкуренты. И вот в один далеко не прекрасный день этот самый столь необходимый компании специалист приходит к директору компании и говорит о том, что хочет карьерного роста. При этом он интроверт по типажу, рассеянный человек, который витает в облаках разработки сортов колбасы и не обращающий внимания ни на окружающих людей, ни на детали. В общем, вспомните образ сумасшедшего профессора из комедий, и вы поймете, о ком идет речь. И вот тут складывается патовая ситуация: с одной стороны, он никогда не сможет быть эффективным руководителем, с другой — нельзя терять его как специалиста, так как он представляет собой главное конкурентное преимущество компании. Директор просит руководителя службы персонала поговорить с технологом и понять, что можно сделать. HR, владеющий технологией использования проективных вопросов, использует тот же вопрос, который мы с вами уже знаем: «Зачем люди делают карьеру?».
Ответ был таким:
«Это статус, престиж, в конце концов». После чего уже прямым текстом мужчина добавил: «Мне скоро сорок, а я все рядовой технолог. Когда с институтскими друзьями встречаюсь, просто стыдно: один зав. производством, другой руководит лабораторией, и только я простой рядовой технолог».
Собственно, этот ответ и стал ключом к решению проблемной ситуации: должность красиво назвали «советник директора по технологии», дали маленький, но отдельный кабинет, напечатали красивые визитки. Ну, и для порядка увеличили на 2% зарплату. Таким образом, удалось сохранить особо ценного специалиста, с другой стороны — не «плодить» неэффективных руководителей. В общем, все довольны и счастливы.
Подводя промежуточный итог, хочу сказать, что нередко люди искренне заблуждаются по поводу своих истинных мотивов, попадая в ловушки «ложной мотивации». Одну из самых распространенных, по поводу карьерного роста, мы с вами только что обсудили. Но она не единственная, как не единственным является метод проективных вопросов для разграничения истинной и ложной мотивации.
Вас может заинтересовать |
|
|
|