В Налоговом кодексе c 1 апреля 2011 года предлагаются новые правила налогообложения долгосрочного страхования жизни по корпоративным договорам. Изменения коснуться условий, при котором договор долгосрочного (накопительного) страхования будет считаться льготным для работодателей-страхователей. То есть, они могут относить страховые платежи по таким договорам на валовые затраты. Порядок остается прежним, размер на 2011 год будет таким: от 15% до 1320 грн. в месяц от начисленной зарплаты сотрудника. При этом 15% применяется для маленьких зарплат, а 1320 грн. для больших.
Требование |
Существующие требования |
Налоговый кодекс |
Долгосрочный договор страхования жизни |
Ст. 1.37 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» • сроком на 10 лет и больше; • который содержит условие уплаты страховых взносов (платежей, премий) в течение не менее 5 лет; • предусматривает страховую выплату, если застрахованное лицо: а) дожило до окончания срока действия договора страхования, б) достигло возраста, определенного договором, в) умерло. Ограничения: не может предусматривать частичных выплат в течение первых 10 лет, кроме страховых случаев: а) по смерти застрахованного лица; б) инвалидности 1 группы по НС или болезни. |
Ст. 14.1.52 Налогового кодекса • сроком на 5 лет и больше; • предусматривает страховую единоразовую или ануитетную выплату, если застрахованное лицо: а) дожило до окончания срока действия договора страхования, б) дожило до события, определенного договором, в) умерло. Ограничения: не может предусматривать частичных выплат в течение первых 5 лет, кроме страховых случаев: а) по смерти застрахованного лица, б) инвалидности 1 и 2 группы по НС или болезни, в) инвалидности 1, 2 и 3 группы по НС или болезни лицу, которое не достигло 18-летнего возраста. |
Страхование «рабочего места» |
Ст. 985 Гражданского кодекса Страхователь-работодатель имеет право назначить выгодоприобретателем самого себя, таким образом, при увольнении сотрудника он выбывает из договора. На его место в договоре может прийти другой. |
Ст. 14.1.52 Налогового кодекса Плательщик налога — работодатель — не может быть выгодоприобретателем по долгосрочным договорам страхования жизни для сохранения налоговой льготы по долгосрочному договору. |
Смена страховой компании по долгосрочному договору |
Не урегулировано, но и прямо не запрещено. |
Параграф 3 ст. 156.2.2 Изменение страхователя-работодателя на нового страхователя, которым может быть или новый работодатель, или застрахованное лицо, в случае увольнения застрахованного лица.
Параграф 4 ст. 156.2.2 Предусмотрена возможность смены страховщика на нового страховщика. У «принимающего» страховщика при приеме договора налогообложение по ставке 0%. |
Конец эры «золотых наручников»?
Совершенно очевидно, что в связи с введением прямого запрета для работодателя быть выгодоприобритателем (бенефициаром) по долгосрочному договору, эра «золотых наручников» может кануть в лету.
С 01.04.2011 плательщик налога на прибыль — работодатель — не может быть выгодоприобретателем по долгосрочным договорам страхования жизни для целей сохранения налоговой льготы по таким договорам.
До 01.04.2011 компании-работодатели имеют право быть бенефициарами по риску «Дожитие» по долгосрочным (льготным) договорам страхования жизни, что дает возможность оставлять за компанией суммы уплаченных взносов при увольнении сотрудников.
Сотрудник, не достигший определенного срока работы в компании или страхового стажа — «vesting period» лишался возможности «оставить» средства накопленные компанией себе до конца действия договора.
Теперь, по новому положению Налогового кодекса, как только работодатель перечисляет суммы страховых взносов за сотрудников, он «расстается» с этими средствами.
Сотрудник, уволившись из компании, может «забрать» с собой свою часть договора и он исключается из списка застрахованных лиц по групповому договору.
Однако осталось очень много открытых вопросов из-за нечеткости формулировок. Например, означает ли такое исключение сотрудника автоматическим заключением индивидуального договора со страховой компанией, т. к. сотрудник получает право быть страхователем?
Иными словами, корреспондирует ли право сотрудника стать страхователем, обязанности страховой компании заключить новый, индивидуальный договор с бывшим сотрудником? Если да, то применяются ли условия, например тарифы, корпоративного договора?
Гораздо больше сложностей с изменением страхователя-работодателя на нового страхователя-работодателя.
Сотрудник, увольняясь из компании, выбывает из списка группового договора долгосрочного страхования жизни и переходит работать в новую компанию. Если новый работодатель согласен обеспечивать ему долгосрочное страхование жизни, то он может стать новым страхователем по трехстороннему соглашению.
В этом случае возникают подобные сложности: означает ли это, что трехстороннее соглашение, как предусмотрено в параграфе 3 ст. 156.2.2 Налогового кодекса, одновременно будет являться и новым корпоративным договором страхования для нового работодателя и для страховой компании?
Еще одним препятствием к реализации этой нормы Налогового кодекса является то обстоятельство, когда у нового работодателя уже есть свой договор долгосрочного страхования и у другого страховщика.
Смена страховой компании
На первый взгляд Налоговый кодекс вводит прогрессивную норму, которая может быть предпосылкой к здоровой конкуренции в сегменте долгосрочных договоров страхования — предусмотрена возможность смены страховщика на нового страхового провайдера.
При этом технически это возможно передавая сформировавшиеся страховые резервы от одного страховщика к другому. Причем у «принимающего» страховщика при приеме договора налогообложение по ставке 0%.
Однако компания-работодатель должна быть готова к тому, что подобный перевод договора может вызвать потери на сумму административных затрат существующего страхового провайдера или комиссионного вознаграждения, если был задействован страховой посредник. Таким образом «принимающая» страховая компания вряд ли сможет повторить изначальные условия страхования.
Такие новшества, как сокращение срока льготного договора до 5 лет и возможность смены страховщика, с одной стороны открывают возможности для развития накопительного корпоративного страхования жизни.
С другой стороны, упразднение страхования «рабочего места» или «золотых наручников» приравнивает накопительные договора жизни к программам негосударственного пенсионного обеспечения и, на первое время, может снизить их привлекательность для компаний-работодателей.
Скорей всего, потребуется год или два для перестройки отношения компаний к новым правилам работы накопительных договоров корпоративного страхования жизни, как одного из эффективных инструментов формирования вынужденной приверженности персонала.
Страхование от несчастных случаев и болезни: краткосрочные договора (term-life) и медицинское страхование
Новый Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо налоговых преференций для компаний-работодателей по договорам добровольного страхования сотрудников, застрахованных лиц от несчастных случаев и болезни (term-life) и по договорам медицинского страхования.
При этом компании платят за такое страхование по этим видам из прибыли, и у сотрудников возникает налоговое обязательство по НДФЛ 15%. Существует практика, когда компании компенсируют сотрудникам НДФЛ по страхованию.
При увольнении сотрудника, компании или оставляют за ним страховое покрытие до конца действия договора или для него страховое покрытие прекращает действовать после увольнения. Такие положения обычно предусматриваются внутренней политикой компании.
В случае начисления (без компенсации) НДФЛ для сотрудника может поставить компанию и сотрудника в затруднительное положение, если при увольнении сотрудник исключается из списка застрахованных лиц.
В этом случае у сотрудника могут возникнуть претензии по поводу уплаты им НДФЛ за весь срок страхования, а при увольнении компания, будучи страхователем, может прекратить для него страховку и перезачислить оставшиеся суммы (страховой резерв) с уволившегося на вновь прибывшего сотрудника.
Если такая ситуация вызывает риски у компании, то решением может быть — предусмотреть это в политике компании: при увольнении сотрудника оставить ему покрытие по договору до конца срока договора. При этом использовать эту ситуацию для «смягчения» расставания при увольнении сотрудника.
Как компания будет платить социальный взнос по договорам страхования персонала?
В связи с вступлением в силу Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», компании-работодатели при страховании сотрудников по краткосрочному договору страхования от несчастных случаев и болезни должны платить социальный взнос, который начисляется компанией на сумму страхового платежа по такому договору. Размер такого взноса определяется в процентах от 36,76% до 49,7% в зависимости от класса профессионального риска производства компании.
Закон отсылает к постановлению Кабинета Министров от 22 декабря в 2010 г. № 1170. Оно определяет перечень видов выплат, которые предоставляются в натуральной или денежной форме без начисления на них единого социального взноса.
Согласно п. 2 главы II этого постановления в этот перечень входит только платеж согласно договорам добровольного медицинского и пенсионного страхования работников и членов их семей. Отсутствует в этом перечне платежи по договорам краткосрочного страхования (от НС и болезней).
Нечеткость формулировки «пенсионного страхования» ставит под сомнение возможность освобождения компаний от уплаты единого социального взноса по договорам «долгосрочного страхования жизни».
Однако есть надежда, что такое упущение было сделано случайно, поскольку скорей всего имелись в виду договора долгосрочного страхования жизни, как это прописано в п. 5.7.2 Закона «О налогообложении прибыли предприятий»: «Если наемное лицо поручает работодателю осуществлять взносы на долгосрочное страхование жизни или любой вид негосударственного пенсионного обеспечения за счет расходов на оплату труда такого наемного лица, включенных в состав валовых расходов плательщика налога в соответствии с подпунктом 5.6.1 пункта 5.6 этой статьи, или на пенсионный вклад в соответствии с пунктом 22.25 данного Закона, то такой работодатель не включает сумму таких взносов в состав своих валовых расходов и к базе для начисления единственного взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
Если Кабинет Министров устранит такую неоднозначность, и компании не будут начислять единый социальный взнос на сумму страховых платежей по долгосрочному страхованию, то такой вид мотивации станет наиболее благоприятным по сравнению с медицинским и краткосрочным страхованием.
Есть надежда, что соответствующие государственные органы, в ближайшее время предоставит свои разъяснения о механизме реализации этих нововведений.
Примечание. Данная статья не является юридическим советом.
Андрей Матяшевич,
заместитель генерального директора
СК «Дженерали страхование жизни»