Мысль о переходе на четырехдневную рабочую неделю, высказанная на Всемирном форуме в Давосе в этом году, заинтересовала многих и вызвала горячие дискуссии.
Одни спорят о том, будут ли украинцы тратить «лишний» выходной по прямому назначению — на отдых или самообразование, — либо же воспользуются им «в корыстных целях»: чтобы подзаработать на стороне. Другие подсчитывают, на сколько в случае внедрения такого новшества уменьшится ВВП, который и при пятидневке растет более чем скромными темпами.
Надо сказать, что пятидневная рабочая неделя хотя и считается мировым стандартом, но соблюдается далеко не во всех странах. Есть государства, которые уже давно перешли на 4-дневку либо уменьшили количество рабочих часов в день. В других же пять рабочих дней по 8 часов — «голубая мечта» трудящихся, которые сегодня проводят на рабочих местах по 10–11 часов или работают практически без выходных.
Самые «отдыхающие» и самые «работающие» страны
Статистику средней занятости людей в разных странах мира ведет Международная организация труда (МОТ). По данным этой организации, среднее количество рабочих часов в неделю, в зависимости от стран, колеблется между 30 (островное государство Микронезия в Океании) и 54 (Непал). Причем прямой зависимости между количеством рабочих часов в неделю и благополучием стран обнаружить не удалось. Впрочем, обратной зависимости — тоже.
Например, среди стран с самой протяженной рабочей неделей оказались и богатейшее нефтяное государство ОАЭ с ВВП на душу населения 68–71 тыс. долларов (по разным подсчетам), и беднейшая Гамбия с ВВП на душу населения 1,7 тыс. дол. В ОАЭ средняя рабочая неделя длится 53 часа, а в Гамбии — 50 часов.
В то же время к странам с самой короткой рабочей неделей относятся такие небогатые страны, как Тувалу и островное государство Микронезия в Океании (их достаток — по 3,6 тыс. дол. ВВП на душу населения). Но одновременно — и такие благополучные страны, как Нидерланды (52,5 тыс. дол. на душу населения и Норвегия (60–93 тыс. дол. на человека, по разным подсчетам МВФ и ВБ). Жители Микронезии работают в среднем по 30 часов в неделю, Тувалу — 31 час, Нидерландов — 32 часа, Норвегии — 34 часа.
В Украине рабочая неделя длится в среднем 39 часов. Столько же работают граждане большинства других постсоветских государств. А вот в большинстве стран Западной Европы рабочая неделя немного меньше. Например, в Австрии, Германии, Дании — 35 часов, во Франции и Великобритании — 36, в Бельгии, Италии — 37. В США рабочая неделя длится в среднем 37 часов, в Канаде — 36. Это еще раз подтверждает, что поговорка «кто много работает, тот хорошо ест» в данном случае не работает.
От чего зависит продолжительность рабочей недели
Есть точка зрения, что в странах, которые ставят перед собой высокие цели развития, рабочая неделя длиннее, чем в остальных. Или так: в странах, которые хотят достичь большого экономического прогресса, не может быть короткой рабочей недели.
С одной стороны, такие страны, как Китай или Польша, подтверждают эту сентенцию. В Китае, например, рабочая неделя одна из самых длинных — 46 рабочих часов. В Польше тоже больше, чем в Украине, — 40 часов. Но есть страны, в которых и такая взаимосвязь не работает. Например, по итогам 2017 года существенный экономический прогресс демонстрировала Эфиопия, где годовой рост ВВП был одним из самых высоких в мире — 10,9%. Вместе с тем рабочая неделя в этой стране длится всего 33 часа. В Гане, которая в 2017-м показала прирост ВВП 8,4%, работают в среднем 35 часов в неделю, а каждый третий — и того меньше.
Конечно, в разных странах, на разных континентах свои традиции, условия труда и уровень развития и традиции. Но если посмотреть на наших ближайших соседей, Европу, скорее, можно говорить о том, что меньше времени проводят на работе жители высокоразвитых, технологичных стран, где производительность труда достаточно высока.
К тому же надо отметить, что сокращение продолжительности рабочей недели год от года прослеживается во многих странах мира. Так, по данным МОТ, в той же Австрии еще в 1991 году продолжительность рабочей недели составляла 41 час, в 2007 году она уже сократилась до 38 часов, а с 2017-го — до 35 часов. В Бельгии в 1992-м работали в среднем по 39 часов в неделю, как сейчас в Украине, а за 25 лет рабочая неделя сократилась на 2 часа (до 37 часа). В Канаде в 1990-м работали по 38 часов, сейчас — по 36 часов в неделю. В Китае в 2005-м рабочая неделя составляла 48 часов, сейчас в среднем 46.
Но есть страны и с обратными тенденциями, хотя таких гораздо меньше. Например, в Азербайджане в 2009 году работали в среднем 35 часов в неделю, а в 2017-м продолжительность рабочей недели в этой стране увеличилась до 37 часов.
Как освободить один день
Говоря о сокращении рабочей недели до четырехдневки, обычно подразумевают, что количество часов уменьшится пропорционально. Например, в странах, где сейчас работают по 40 часов, будут работать по 32 часа, где работают 33 часа — будут трудиться всего по 26–27 часа в неделю. Однако если говорить о развитых европейских странах, где, как уже отмечалось, люди заняты на работе по 33–37 часов в неделю, есть возможность сократить число рабочих дней, увеличив время и не меняя общее количество рабочих часов. Например, те, кто работает сегодня по 7 часов 5 дней в неделю (общие трудозатраты — 35 часов в неделю), могут получить 8,5-часовой рабочий день и 3 выходных дня.
Конечно, так в странах с 50-часовой рабочей неделей такую перестановку не сделаешь, но наверняка первыми о сокращении рабочих дней задумаются именно развитые, технологичные страны, а у них в большинстве случаев рабочая неделя длится меньше 40 часов. А в некоторых странах — например, в Нидерландах — многие работники и так заняты на производстве 4 дня в неделю.
«Головной офис нашего банка находится в Голландии, и я должна сказать, что в этой стране давно многие работают 4 дня в неделю», — говорит генеральный директор ING Bank Ukraine Саида Джарболова.
Когда это произойдет у нас
Что касается Украины, то эксперты считают, то в ближайшее время нам такая радость не «светит».
«Я думаю, для Украины это сейчас не актуально. Может, когда будет ВВП на душу населения, как в Швейцарии, тогда можно будет об этом думать. Но на ближайшие лет десять, думаю, будем работать по 5 дней в неделю», — сказал, например, на недавнем форуме Европейской бизнес-ассоциации ее председатель Томаш Фиала.
Вместе с тем эксперты отмечают, что сокращение продолжительности труда — мировой тренд, и в эпоху 4-й технологической революции, на пороге которой, по их мнению, стоит человечество, эффективность работы будет измеряться отнюдь не временем, проведенным в офисах. А стало быть, не стоит утверждать, что сокращение рабочей недели такая уж сказка для Украины.
«Я согласна с тем, что Украина пока не готова. Но в ближайшем будущем эффективность бизнеса будет определяться не количеством рабочих дней. Она будет измеряться иначе. Все меньше мы будем говорить о том, нужна 40-часовая рабочая неделя или 20-часовая. Потому что мир уходит совершенно в другие принципы работы. Важно, чтобы поставленная задача была выполнена. Поэтому я думаю, ситуация в мире будет меняться, и, если Украина находится в тренде, она не сможет остаться в стороне», — спрогнозировала гендиректор International Finance Corporation Елена Волошина.
На некоторых предприятиях четырехдневка — уже реальность, хотя и «скрытая»
Представители бизнеса признали, что уже сейчас многие предприятия практикуют «скрытую четырехдневку» или же работу вне офиса.
«В этом году наш банк начал эксперимент, предложив менеджменту один день в неделю работать вне офиса. Инфраструктура и технологии это позволяют. И это сделано для того, чтобы позволить менеджерам побыть вдали от текучки офиса, от тех неожиданностей и маленьких проблем, с которыми приходится сталкиваться. С тем, чтобы подумать стратегически, что-то почитать и раскрыть свою креативность. И мы рассчитываем на результат», — рассказала Саида Джарболова.
«Мы давно разрешаем сотрудникам работать удаленно. Действительно, технологии сейчас это позволяют, и каждый сотрудник может работать удаленно. Сколько дней в неделю — каждый определяет самостоятельно, конечно, учитывая график и круг своих обязанностей. У многих командировки, встречи, сложный график. Но это возможно, и, мне кажется, от понимания, что есть такая возможность, сотрудникам уже морально легче. И даже если хотя бы раз в месяц человек воспользуется этой возможностью, мне кажется, индекс счастья уже начнет подрастать, а ведь именно это важно», — делится опытом Инга Андреева, генеральный директор Mastercard в Украине.
Александра Романюк