«Игры — это же исключительно для детей! Зачем в них играть взрослым, да еще и на работе? Как игры повышают продуктивность сотрудников?» На эти вопросы ответит психолог и бизнес-тренер Мария Абрамчук.
«Применять игры в работе, чтобы достичь хороших и даже неожиданных результатов — обычная практика множества западных компаний. Геймификация рабочих процессов — давно не новость для крупных брендов и небольших стартапов. Интерес к играм среди взрослых в Украине стремительно растет. Речь не о компьютерных играх, а о любых, которые задействуют людей офлайн, вне монитора или гаджета», — говорит специалист.
Около 20 лет назад одну из первых и теперь уже самых известных «взрослых» игр разработала компания Lego. Она столкнулась с вызовом: видеоигры становились все популярнее, и продажи конструкторов резко упали. Но компания Lego всегда отличалась высоким уровнем креативности, поэтому не сдалась. «Новое на то время явление заставило задуматься, провести много собраний, где сотрудники решали: что предпринять, чтобы вернуть аудиторию к играм? Один из руководителей заметил: их собрания проходят очень скучно. Подумал: а почему бы не взять тот же конструктор Lego и сконструировать вместе ответы на важные вопросы?», — отмечает бизнес-психолог.
Выглядело это так: взрослые мужчины и женщины за столом, на котором разложено много элементов Lego, активно исследовали актуальные вопросы и соединяли детали. «Вот это — наш новый проект. А это — наши клиенты. Как заявить о проекте людям? Давайте построим между ними мостик», — говорили на совещании. Они буквально брали деталь и добавляли мост, двигали предметы, переставляли местами. И когда поняли, что это работает, решили применить в новом направлении фасилитации, запатентовав эту идею.
Компания Lego заплатила аналитическим компаниям за масштабные исследования о том, как к этому отнесутся потребители, разработала метод LSP (Lego serious play — «серьезные игры с Lego» — ред.). Компания стала сертифицировать специалистов по этому методу и обучать применению серьезных игр в бизнесе. Это дало начало появлению множества других игр. Сегодня этот метод компании активно используют во всем мире. Для Украины он относительно новый, но тоже набирает популярность.
Упрощенная модель жизни
Как известно, игры — добровольный вид деятельности. Ни взрослых, ни детей не нужно заставлять играть. Если человек сам изъявил такое желание, то, как правило, все проходит легко. «Игра — это маленькая упрощенная модель жизни, и человек в игре принимает решения практически так же, как и в жизни каждый день. Во время игры человек обычно ведет себя смелее: охотнее идет на непростые шаги, ведь если результат будет неудачный, то в игре он потеряет 10 картонных карточек, а в жизни чаще раздумывает, ведь может потерять 10 тысяч долларов», — подчеркивает Мария Абрамчук. Проблема игровой зависимости часто именно потому и появляется, что в игре многие вопросы решаются легче. Но это касается компьютерных игр: ты можешь быстро выйти на новый уровень, стремительно получить статус и признание. В жизни все происходит не так быстро.
Потенциал игр: от планирования до решения споров
Часто игра касается важных вещей, когда нужно не только думать, но и задействовать творческий потенциал. LSP дает возможность делиться идеями и эмоциями, создавать прототипы и общее видение с помощью метафор из кирпичиков Lego. В практике бизнес-психолога игры, которые решают определенные задачи, чаще всего проходят в виде стратегических сессий. Например, компании перед новым годом нужно сформировать видение и спланировать работу на следующий год. Руководитель направления собирает подчиненных, и вместе они думают над тем, к чему хотят прийти. Это конкретные цифры, показатели, которые визуализируются с помощью Lego или других элементов, а потом фиксируются на бумаге. Этот инструмент может помочь, например, спланировать бюджет, утвердить разделение или слияние департаментов, наладить диалог между сотрудниками, начать инвестиции в новый проект. «Одна киевская компания после LSP-сессии решила задачи, которые не могла решить на протяжении нескольких лет. И уже через четыре месяца достигла желаемых результатов. Почему? Потому что сотрудники увидели 3D-картинку и построили из конструктора то, что хотели воплотить в жизни», — говорит бизнес-психолог.
Как это происходит на практике? Например, в компании есть десять человек. Они собираются за столом и берут десять человечков из конструктора. Сотрудники решают задачу: сколько еще людей нужно нанять, чтобы усилить отдел, добавляя все больше человечков. Деньги тоже визуализируются. Например, в виде зеленых кубиков. Они распределяются между человечками или по «департаментам», если нужно увеличить зарплату или эффективно распределить доходы. Таким же образом завязывают диалог между сотрудниками и отделами. К примеру, руководитель видит, что отдел, который продает, мало общается с отделом, который расторгает сделки. Между ними должна быть оперативная связь. Тогда во время игры между деталями строят дорожку, а сотрудники рассуждают, что это даст компании. Задается вопрос: что нужно, чтобы эта дорожка была реальной? Например, закупить 10 компьютеров. Так выстраивают процессы, чтобы позже получить результат.
Играть, чтобы лучше понять друг друга
Играя в игры, сотрудники формируют связи, если не были знакомы или мало общались. Они могут посмотреть друг на друга с нового ракурса. «На это может повлиять «игровая оболочка». К примеру, по правилам игры «Мафия» нужно немножко обманывать друг друга. Это заставляет искать решения, порой непростые. И обмануть, кстати, может далеко не каждый! Это также заметно в процессе игры. Игра может показать, кто есть кто в компании», — отмечает бизнес-психолог. Во время проведения той же «Мафии» видно, какие стратегии выбирает человек, в зависимости от того, на чьей он стороне. Как ведет себя на «темной» и «светлой» стороне, нападает или защищается. Это часто о наболевшем, о том, что волнует, но не проговаривается. Тогда в компании есть, что обсудить. Игра служит ресурсом: видно, кто как усиливает команду, какие задачи можно давать человеку, а что делать некомфортно.
Во время корпоративов обстановка может быть более непринужденной, чем во время игры на работе. Люди лучше раскрываются. Для этого на корпоративы часто приглашают игротехников, чтобы они «разыграли» аудиторию.
Коммуникационные проблемы часто решаются с помощью стратегических игр, где много ходов, действий, участников. Например, подойдет классическая «Монополия». Скорее всего, стратегия ведения этой игры будет пересекаться со стратегией человека в жизни. Она может «подсветить» проблемы, над которыми надо поработать. Есть много стратегических игр, созданных на основе голливудских фильмов, со знакомыми героями. Например, «Звездные войны» или «Игра престолов». Есть игры, связанные с путешествиями («Путешествия по Украине», аналог всемирно известной игры «Ticket to Ride»: игра-ходилка с элементами пошаговой стратегии). Во время игр сотрудники ведут себя смелее, и могут перенести этот шаблон в жизнь.
Игры, развивающие фантазию и креативность
Есть много настольных бизнес-игр. Например, игра «Рынок», или «Real Life». Все игры решают разные задачи. Следует помнить: LSP — это скорее метод фасилитации, когда есть задача, но нет ответов, и они находятся в процессе решения благодаря ресурсу людей, которые собрались вместе. Трансформационные игры помогают найти решения внутри человека. Например, крупная компания долго борется с определенной проблемой. Ее тоже можно геймифицировать: в процессе игры превратить во врага. Например, в дракона, которого надо победить. Сотрудники решают, как можно это сделать: обмануть, сделать другом или избавиться. В этом помогут множество трансформационных игр, когда человек проходит определенный путь.
Здесь полезны те же LSP от Lego. В этих играх можно «думать руками», когда задействуется интересное свойство мышления: не обязательно должен быть ответ на вопрос, но руки «подскажут», когда начнешь рисовать или складывать детали. Это позволяет находить новые и очень неожиданные решения. Главное не потерять мысль, а продолжить задавать вопросы: «Что означает эта нарисованная деталь?», «Как я могу это применить?».
Например, подразделение должно разработать и вывести на рынок новый продукт. Команда может собраться вместе и построить модель кампании. Экспериментировать, добавлять и убирать детали. Вести себя абсолютно свободно. Это помогает договориться о совместных проектах, выполняя задания. Например, соединив две детали мостом. Это могут делать сотрудники отделов, которые ранее совсем не взаимодействовали. Тогда между ними образуется хорошая коммуникация.
Игры, решающие ценностные задачи
«Любая компания может транслировать ценности через игры. Выбирая те, которые отражают ключевые ценности, например ценность сотрудничества вместо конкуренции. Представьте, что в игре сейф открывается десятью ключами, и если не использовать каждый из ключей, то сейф не откроется. Каждый отдел должен работать сообща, а не соревноваться, становится осязаемой и понятной. Любую ценность можно обернуть в игровую оболочку, и сотрудники смогут ее прожить, исследовать, встроить в свой опыт», — уверена Мария Абрамчук.
Вас может заинтересовать |
|
|
|
Катерина Гончарова