Приходя в компанию, новичок погружается в массу новой информации. Он получает задачи, изучает ценности и правила компании, ее структуру, команду, подходы к работе. Информация путается и усваивается дольше, новичок чувствует себя некомфортно. Для полной адаптации требуются время, внимание руководителя и HR-менеджера, ответы на множество вопросов сотрудника пока он не усвоит новые «правила игры».
Процесс адаптации должен стать понятным, увлекательным и структурированным. Он призван облегчить работу HR и руководителя, при этом обеспечить комфортные условия для новичка. Эту задачу решает геймификация, которая вовлекает сотрудников и помогает усваивать материал качественней и быстрей.
Одним из инструментов может стать «Карта новичка». Путь, который проходит сотрудник на этапе адаптации — с первого дня и до конца испытательного срока. Путь подобен карте настольной игры.
По карте сотрудник продвигается по мере выполнения заданий, которые направляет ему с установленной периодичностью HR (к примеру, раз в 2 дня). Выполнил успешно задание — продвинулся вперед по карте и получил следующее. Установите заранее сроки прохождения всей карты и каждой точки отдельно. Рассчитайте сколько понадобиться заданий и времени выполнения, чтобы уложиться в испытательный срок.
Для мотивации прохождения включайте в карту:
- Поощрения после прохождения определенных точек.
Пройдено 3 задания — получил поощрение (прийти на работу на час позже, получить бонусный кофе и прочее).
- Историю путешествия.
Это не просто карта, а увлекательный путь к цели. Какая цель у пути? Завоевание города, нахождение своей семьи, поиск родного дома. Включайте фантазию, придумывайте метафоры и рисуйте карту на основе истории. Формулируйте задания интересно, погружайте сотрудника в историю, вовлекайте в нее.
- Соревновательный путь.
Если в компанию выходят одновременно несколько человек, устройте соревнование между ними и установите рейтинги. Придумайте конечную цель, зачем сотруднику выигрывать и что он получит за победу.
Создав концепцию и дизайн карты, продумываем сами задания. Остановок на карте может быть разное количество в зависимости от программы адаптации в вашей компании. Приведу пример содержания подобной карты.
1 остановка. Несколько вводных заданий
Задание 1. Прочитать путеводитель по истории и ценностям компании. Пройти тест по прочитанному материалу. Тест создаем в гугл формах или typeform. Направляем через почту, внутренний мессенджер.
Задание 2. Написать о себе информацию для представления коллегам. Наверняка вы делаете рассылку по команде с представлением сотрудника. Подключите новичка к написанию истории о себе.
Задание 3. Пройти welcome-тренинг.
Задание 4. Пройти квест по офису. Задание включаем, если у вас большой и запутанный офис. Придумайте небольшой квест, проходя который новичок освоит офис и познакомится с коллегами.
2 остановка. Изучить страницу команды или интранет. Познакомиться с коллегами лично
Укажите с какими конкретно коллегами нужно познакомиться новичку. Выбираем тех, с кем он будет взаимодействовать чаще всего. Задание считается выполненным, если новичок задал коллегам три вопроса по процессу работу.
3 остановка. Изучить базу знаний
Если есть база знаний или материалы, которые новички читают на входе — сделайте задание их изучить. И пройти тестирование на закрепление. Если материалы сухие и объемные, попробуйте разбить на части и высылать постепенно. Подумайте над тем, как можно упростить восприятие материалов. Например, вместо сухого текста снимите видео-уроки с наглядными примерами и визуализацией.
4 остановка. Подписаться в фейсбуке на страницу компании и добавить коллег в друзья
После четвертой остановки направьте письмо-поздравление об успешном прохождении части пути. Отметьте флажком на пути успех новичка. Наградите бонусом.
5 остановка. Составить совместно с руководителем индивидуальный план развития
Написать action-plan, в котором расписаны цели на испытательный срок, конкретные действия для достижения, сроки.
6 остановка. Сходить вместе с коллегами на обед
7 остановка. Пройти обучение по заданной теме
Подумайте, какое обучение будет полезно пройти новичку. Это может быть профессиональная тема, либо тема для саморазвития — тайм-менеджмент, искусство продуктивности. Отправьте ссылку на онлайн-курс или проведите обучение внутри компании.
8 остановка. Пройти тест по базе знаний
Проверяем тестированием как продвигается изучение базы знаний, закрепляем материал.
9 остановка. Написать идеи по улучшению работы компании, условий труда офиса
Даем новичку почувствовать, что он влияет на общую работу компании и является важной частью команды.
10 остановка. Прочитать книгу
Предлагайте книгу, которая поможет сотруднику в развитии и адаптации.
11 остановка. Встреча с руководителем
Обсудить action-plan, промежуточные результаты, получить обратную связь от руководителя по работе.
12 остановка. Финиш
Команда поздравляет новичка с прохождением испытательного срока. Важно логически завершить процесс прохождения пути по карте. Достиг ли новичок нужной цели? Если да, направляем письмо-поздравление, в котором будет приятное видео от команды о том, что он стал частью семьи. Дарим приятные мелочи — брендированную футболку, толстовку, кружку.
***
Выбирайте удобный для себя вариант работы с картой — возможно она будет напечатанная, выдаваться в руки или крепиться к рабочему месту.
Для автоматизации этого процесса «карту новичка» направляем через email-рассылку. Настройте заранее автоматическую рассылку серии писем (это можно сделать в Unisender, Mailchimp).
Каждое новое письмо — новое задание. В письмо включите не только задание, но и картинку карты, на которой будет видно, где сейчас сотрудник, как он продвигается. Вовлекайте сотрудника — приписывайте мотивирующие слоганы, напоминайте о конечном призе. Продумайте точки контроля — как будете следить за прохождением заданий. Например, создайте бланк или to-do list, в котором новичок будет отмечать сделанные задания и оставлять комментарии. Руководитель или наставник следит за прохождением карты, дает комментарии и отвечает на вопросы.
Вас может заинтересовать |
|
|
|
Анна Михмель