Мама — сама по себе начальник. Даже если сидит дома и варит борщи. А если кроме кухни вы с ней встречаетесь еще и на работе — считайте, что вам повезло вдвойне. Или, наоборот, не повезло?
— Какое-то время, когда я была еще студенткой, подрабатывала у мамы — занималась расшифровкой текстов. Тексты были тяжелые, они касались угольной промышленности. Мама работает руководителем, и всякие заседания, совещания, съезды постоянно записываются на диктофон для отчетности. Вот я это и расшифровывала. Бесило, что я не могла говорить с ней о деньгах, о гонораре. Приходилось отвечать: «Ну, сколько заплатишь — всему буду рада!» С другой стороны, работу стараешься выполнять лучше — мама все-таки! У нее не должно испортиться впечатление о любимой дочке! — вспоминает журналист Александра.
Контрольная позиция
Самое сложное в такой работе — психологический аспект. Отчитываться перед человеком, которому, по большому счету, твоя жизнь малоинтересна, оказывается, намного легче, чем перед той, которая тебя выпестовала.
— Я поступала в институт, зная, что по окончании меня ждет работа в маминой компании. Именно поэтому учила японский язык, — рассказывает менеджер по продажам Владислава. Но чем ближе к пятому курсу, тем понятнее мне становилось, что я в этой фирме работать не буду. Именно потому, что там — мама. Подвести ее страшно (она — крупный руководитель), не оправдать надежд не хотелось. И самый главный аргумент — не хотелось быть под постоянным контролем. Ладно, дома, когда я ей рассказываю, с кем иду в кино и во сколько оттуда вернусь, но еще и на работе такие отчеты… Нет, спасибо. Сейчас я неплохо устроилась, правда, японский язык так и не пригодился.
Конфликты отцов и детей
Вечная конкурентная борьба, кто прав, кто виноват, может курсировать между бизнесом и семьей. Тут тебе и «Карлсон», и «Отцы и дети» в одном флаконе.
— Своего опыта нет, но компания, в которой работаю — семейная, — рассказывает программист Евгений. — Так вот, когда мой начальник во время совещания начинает что-то доказывать маме с папой, именно так к ним и обращаясь… В общем, тушите свет! Окружающим тяжело, потому что с одной стороны смешно, с другой… все же президент компании — его папа, неудобно как-то. Как-то я слышал от начальника фразу, что тот не шибко рад работе с родственниками, так как все проблемы выносятся домой. В итоге несходство во взглядах на рабочие задачи отражается на семейной жизни.
Нам чужого не надо
Не для всех мама — самый близкий человек. В некоторых случаях (и их, поверьте, не так мало, как кажется) после 18 лет, а то и раньше, уже не хочется быть должным кому бы то ни было. Даже маме, которой и так кругом должен.
— Я работал с мамой на заре карьеры. Попасть, как раньше говорили, «по блату» было несложно. Сложнее было работать. Нет, мама не душила меня излишними придирками или, наоборот, поблажками. Но у меня с детства такой характер, что я очень не люблю одалживаться, чувствовать себя обязанным кому-то. Так что, проработав 8 месяцев, я ушел.
Случай, описанный медициной
В практике психолога Анны Мухиной была история, когда мама начальствовала над дочкой. Сперва дав ей работу, мама вскоре отправила дочь в самостоятельное плавание, открыв ей собственный бизнес. Между тем, наследница пока имела слишком маленький опыт и никак не могла справиться с возложенными на нее задачами. Кончилось все клиникой неврозов — девушка была слишком неприспособленной — именно из-за «маминого крыла». Таких примеров — пруд пруди.
Работать со своими родителями — дело тяжелое. Особенно, если родители — знаменитые люди. У любого ребенка знаменитого человека возникает комплекс — что его видят только как чьего-то ребенка. С одной стороны, это стимул к развитию. Но для более слабых людей — повод для психологического надлома. Чтобы союз был рациональным и полезным для всех, маме нужно очень сильно строго контролировать свою естественную потребность к опеке (этим мамы и отличаются от пап). Если справится — всем от этого будет хорошо. Но чаще мы сталкиваемся с гиперопекой, которая мешает развиваться ребенку. Зачем мамы зовут детей в бизнес? Чтобы держать их под крылом. В итоге коллектив к таким тандемам относится без уважения. В итоге мама, думающая, что готовит себе достойную замену в бизнесе, жестоко ошибается, так как ребенок ее не осваивает главный навык — принимать решения и брать на себя ответственность за них.
В западной традиции с наследниками обычно дело обстоит иначе. Там дети в обязательном порядке проходят весь путь, начиная едва ли не с простого рабочего на фабрике. Так нарабатываются собственные достижения и рабочие навыки.
Напоследок не будем забывать о семейных профессиях. Когда 15 поколений работали врачами, мама-главврач подготовила тепленькое местечко в своей больнице, и тут вдруг отпрыск решил стать дизайнером. В итоге родители всячески пытаются перекрыть кислород — как это, нарушить традицию и не стать врачом! Анна лично знает примеры, когда такие дети добивались огромных высот, несмотря на полное отлучение от всех семейных благ, включая финансирование образования. Сомнительный выход из ситуации, не правда ли?