Разобраться с вопросом скрытого видеонаблюдения заставила курьезная ситуация, произошедшая с одной из моих знакомых. Ситуация казалась проста и обычна.
Приехав в офис к одному из клиентов ее оставили одну в кабинете. Воспользовавшись одиночеством, после нелегкого переезда по городу, наша девушка решила привести себя в порядок, а именно поправить колготки. Каков же был ее ужас, когда, позднее, в кабинете у директора она увидела огромную пламенную панель с изображением всего происходящего в офисе, в том числе и той комнаты, где она была, записывающую аппаратуру, а при выходе обратила внимание и на саму видеокамеру под самым потолком кабинета. Вернувшись, она долго возмущалась по поводу видеонаблюдения за ней, сочувствовала работникам, которые работают «под постоянным колпаком» директора и постоянной записи их действий. Стали слышны разговоры: «Думаете, что на рабочем месте вас видят и слышат только коллеги? Ошибаетесь. Даже если в офисе нет видимых камер, будьте готовы к тому, что стоят скрытые. Весь ваш рабочий день у начальства как на ладони». Примечательным стал тот факт, что Интернет, хотя и пестрит заголовками «Улыбайтесь, вас снимает скрытая камера», «Не улыбайтесь в офисе: за вами наблюдают», «Большой Брат следит за тобой», но ответа на вопрос о правомерности съемки на рабочем месте не дает.
Экспертное мнение
Итак, посылка первая: Запрещается любое вмешательство в личную и семейную жизнь человека — ст. 32 Конституции Украины. Как следствие, не допускается сбор, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев определенных законом, и исключительно в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. Конфиденциальной информации являются сведения о лице как то образование, семейное положение, религиозность, состояние здоровья, дата и место рождения, имущественное состояние и другие персональные данные, в том числе и изображение лица. Из этой посылки выходит следующая посылка.
Посылка вторая: Гарантией невмешательства в личную и семейную жизнь является и защита интересов физического лица при проведении фото-, кино-, теле- и видеосъемок (ст. 307 ГК Украины). При проведении фото-, кино-, теле- и видеосъемок согласие физического лица на съемку обязательно. Это общее правило. Съемка физического лица на фото-, кино-, теле- или видеопленку, в том числе тайная, без согласия лица может быть проведена лишь в случаях, установленных законом (ч. 3 ст. 307 ГК Украины).
Так, случаями открытой съемки без согласия физического лица являются:
-
Киносъемка, видеозапись при проведении обзора, обыска, воссоздании обстановки и обстоятельств события и при проведении других следственных действий (ст. 85-2 Уголовно-процессуального кодекса).
-
В судебном процессе (ст. 6 Гражданского процессуального кодекса, ст. 12 Кодекса административного судопроизводства, ст. 87-1 Уголовно-процессуального кодекса, ст.ст. 4-4, 81-1 Хозяйственного процессуального кодекса).
-
В соответствии с Законом Украины «О милиции» (п.п. 11, 12 ст. 11), милиции предоставлено право проводить фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопию лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления или за бродяжничество, взятые под стражу, обвиняются в совершении преступления, а также лиц, подданных административному аресту; а также проводить кино-, фото- и звукофиксацию как вспомогательное средство предупреждения противоправных действий и раскрытия правонарушений.
Право тайной (скрытой) съемки определено Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с указанным Законом (п. 11 ст. 8), осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино- и видеосъемки, оптических и радиоприборов, других технических средств имеют право оперативные подразделения при наличии определенных Законом оснований. Важно отметить, что проведение оперативно-розыскной деятельности, в том числе проведение фото-, кино- и видеосъемки, другими (неоперативными) подразделениями, общественными, частными организациями и лицами запрещается.
Как видим, закона, разрешающего съемку работодателю в офисе без согласия физического лица нет и, как следствие напрашивается, якобы очевидный ответ — если на съемку в офисе не было согласия, значит можно говорить о нарушении личного неимущественного права на тайну личной жизни и требовать компенсации морального вреда.
Однако это не так
Согласие на съемку может быть выражено в различных формах — устно, письменно, конклюдентными действиями (улыбаюсь в камеру). Причем согласие лица на снятие его на фото-, кино-, теле- или видеопленку предполагается (допускается), если съемки проводятся открыто на улице, на собраниях, конференциях, митингах и других мероприятиях публичного характера. Иначе, возможность снимать лицо обусловлено наличием двух обстоятельств: 1) нахождение физического лица в местах доступных публике или участие его в мероприятиях публичного характера и 2) открытость фото-, видео съемки.
В офисе могут быть различные помещения, но, публичными помещениями будут признаны лишь те из них, в которых возможно присутствие лиц не принадлежащих к кругу семьи или близких знакомых этой семьи. Примером публичного места в офисе можно привести комнату для переговоров, или рабочий кабинет. Отсюда вывод: открытая съемка в таких местах законна, ибо нахождение физического лица в таком общественном (публичном) месте, или на публичном мероприятии рассматривается Законом как некое «публичное» согласие на проведение фото-, видеосъемки такого лица. Во всех иных не «публичных» помещениях (например, туалет, комната для передеваний) съемка запрещена.
Но, в любом случае, и это важно подчеркнуть, Закон требует проведения открытой съемки. Судебная практика для определения открытости или скрытости съемки использует гражданско-правовой принцип добросовестности и разумности, и расценивает съемку открытой, если средний человек может увидеть саму видеоаппаратуру, либо может быть уведомленным о применении таковой.
Если в офисе установлены скрытые видеокамеры, те которые увидеть нельзя, либо отсутствуют уведомления о проведении съемки — « публичного» согласия нет и, соответственно, фото-, видеозаписи производятся незаконно.
На этом можно было бы поставить точку — все лица находящиеся в публичном месте и снимаемые открытым образом дали публичное согласие на съемку. Для тех лиц, которые приходят в офис — это так. А так ли это для работников? Видеосъемка трудового процесса — это одно из условий труда. В этом случае Кодекс законов о труде (ст. 29 КЗоТ Украины), обязывает работодателя проинформировать работника под расписку об условиях труда, другими словами согласие работника на съемку должно быть выражено письменно. Отсутствие письменного согласия работника на видеосъемку на рабочем месте, позволяет утверждать о том, что запись сделана противоправно. Такая запись не может быть доказательством, поскольку получена с нарушением установленного законом порядка.
Заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин
Харьковского национального университета внутренних дел,
канд. юрид. наук Александр Васильевич Соболев
По материалам Job.Ukr.net