Японцы искренне не понимают, как это можно — взять и заболеть. Ты не придешь — кто же за тебя работать будет?
«Да-да, температура 40, что же поделаешь… Выздоравливай скорее и приходи завтра с утра», — на этих словах пожилой сэнсэй (так называют в Японии профессоров) закончил разговор с заболевшим студентом и повесил трубку. Затем он обратился к остальным:
— Все хвори от неправильного отношения к работе. Если бы мы после войны так берегли себя, как современные молодые люди, разве мы подняли бы Японию? Я 40 лет трудился в корпорации Nissan и ни разу не слышал, чтобы кто-то заболел и не пришел на работу. Умирали на службе — это случалось, да. Но умирали идеально здоровыми.
Не знаю, все ли сэнсэи такие или мне одному так повезло. Если заснуть на рабочем месте, начальник будет на цыпочках ходить, чтобы не разбудить. Устал человек — значит, работает хорошо.
Конечно, жизнь студента нигде не сахар. Мне, например, по субботам и воскресеньям приходилось подрабатывать программистом в одной маленькой конторе. На выходные большинство компаний все-таки дают сотрудникам отдохнуть. Поэтому уик-энд в офисе проводили не все, а только те, кто очень хотел понравиться начальству. Зато президент и директор (которые тоже были людьми довоенной закалки и, похоже, вообще не знали, что такое выходной) обязательно кормили за свой счет обедом всех сотрудников, пришедших в неурочное время.
Вообще в Японии заботятся о людях, но как-то по-особому. Выгоняют с работы крайне редко: коллектив — та же семья, а из семьи человека так просто не выкинешь. Я видел, как руководитель буквально дрался с нерадивыми сотрудниками, не желающими как следует делать работу. Кидался папками, проводил объяснительную работу и даже стыдил «перед строем». Но пригрозить увольнением — это ему даже в голову не пришло.
Отпуска при этом тоже дают весьма неохотно. Больничные в Японии обычно не оплачиваются, болеть принято за свой счет. Зато если все-таки приползти, то уж и на специальный диван прямо на рабочем месте положат, и одеялом накроют, и газету дадут почитать.
Однажды моя начальница в обед вышла с работы купить обенто — готовый бизнес-ланч в коробке. Прошло 15 минут. Ее нет. Прошло 30 — нет. Все сотрудники, что помоложе, уже прямо оживились. И разговоры не о работе стали друг с другом вести, а некоторые даже познакомились. Вскоре мы узнали, что начальницу нашу сбила машина — к счастью, без тяжелых последствий. Через два часа она вернулась в гипсе, с костылями, пересела из инвалидной коляски в офисное кресло на колесиках и, как ни в чем не бывало, приступила к работе. Гвозди бы делать из этих людей.
Недавно мы поздравляли старейшего сотрудника нашей компании с юбилеем и выходом на пенсию. «60 лет, наконец-то можно будет отдохнуть», — сказали мы ему. Наш коллега хитро улыбнулся. На следующее утро он вновь был на рабочем месте. И дело здесь не только в японских законах, по которым пенсионный возраст начинается в 60 лет, а первая пенсионная выплата — в 65. Просто, когда всю жизнь работаешь без выходных, невозможно так вот взять и уйти со службы.
В новой части знаменитого кладбища Окуно-ин — целые ряды корпоративных могил. Право покоиться здесь получили только лучшие из лучших, самые преданные и самые старательные. Корпоративная могила знаменитой фирмы UCC, производящей кофейные напитки, выполнена в форме огромной мраморной чашки, в которой перемешан прах всех верных сотрудников компании. А на могильном камне корпорации, производящей бытовую химию, выбита надпись: «Мы просим прощения у всех невинно убитых тараканов».
По материалам Posada.com.ua