По примеру своих европейских коллег, украинские рекрутеры начинают интересоваться вредными привычками кандидатов при приеме на работу, снижая год от года шансы заядлых курильщиков на получение заветного места. «Приблизительно 10–15% наших клиентов выдвигают требование об отсутствии вредных привычек к соискателям. Еще приблизительно 10% подразумевают подобное требование без четкого указания о них», — говорит директор рекрутинговой компании. «Некурильщиков» часто хотят видеть среди менеджеров, работающих с клиентами. Также подобные требования встречаются и среди вакансий распространителей медицинской продукции. Так, женщины-курильщицы менее желанные сотрудницы в украинских фирмах.
Впрочем, жесткие требования к ограничениям курения пока встречаются редко и зависят от должности и корпоративной культуры компании. «За всю мою практику была лишь одна зарубежная компания, которая в требованиях кандидата однозначно указывала «не курящий». И связано это было с рабочим местом: требовался руководитель складского хозяйства», — рассказывает президент консалтинговой компании. По его словам, вопросы курения часто включаются в корпоративную культуру предприятий, когда ее штат превышает 500 человек и, в основном, ограничиваются запретом на курение в границах офисов. «Корпоративные правила большинства наших клиентов на 100% случаев запрещают курение на рабочем месте или в помещениях, где расположены офисы», — говорит он.
Кнутом и пряником
Ситуация в украинских компаниях очень разная, но есть явная тенденция к освобождению офисов от табачного дыма.
Такие ограничения, по его словам, связаны не только с заботой о некурящих сотрудниках, но и с потерями рабочего времени на «перекурах». Каждый курильщик, по подсчетам европейских работодателей, «прокуривает» примерно 20 часов рабочего времени в месяц. В Украине ввиду большей численности курильщиков потери еще больше. Недавно считали убытки одной из отечественных компаний от оплаты времени, проведенного сотрудником за сигаретой. Суммы нас поразили — для компании курильщики обходились более чем в $23 тыс. в месяц.
Масштабы потерь вынуждают компании искать выход в виде поощрения некурильщиков либо в наказании курящих. Первый вариант, по оценкам специалистов, гораздо более эффективный. Например, в страховой компании «Веско» некурящие работники обслуживающих отделов могут рассчитывать на 20% увеличение ежегодной премии. Некоторые компании практикуют более расширенный формат социального пакета для сотрудников, заботящихся о своем здоровье.
Еще одна мера, используемая для борьбы с куренем в украинских компаниях, — контроль при помощи пропускных систем времени, затраченного на курение. Например, в офисе «Action Data Group LLC» установлены временные лимиты на перекур: не чаще одного раза в час и не дольше чем на 5 мин. «Поэтому при приеме на работу мы сразу оповещаем курящего сотрудника, что его рабочий день на 30 минут дольше», — говорит президент компании.
Планерки в курилках
В тех компаниях, где для курения отведены специальные места, некурящие сталкиваются с трудностями в общении, так как зачастую остаются неосведомленными во многих вопросах жизни коллектива. По словам Сергея Даскалу, важные вопросы решаются в курилке там, где у сотрудников нет места или возможности обсудить их откровенно и на равных. «Если для решения вопросов нужно травиться дымом, то это значит, что в фирме отсутствует механизм эффективных коммуникаций между сотрудниками. Это особенно характерно для организаций, где по любому поводу собирают многочисленные совещания, вместо того чтобы поручить решить вопрос нескольким компетентным людям», — резюмирует он.
По материалам 24.ua