Последний квартал 2013 года и начало текущего года стали достаточно тяжелым испытанием для экономики и финансовой стабильности страны. Резкая девальвация гривны, отсутствие постоянного правительства, рост цен на горючие материалы, сырье, мобилизация — все это в результате привело к дополнительному давлению на бизнес, соответственно, и на персонал. Каким же образом происходит взаимодействие между работодателями и персоналом во время кризиса в совершенно новых рыночных условиях?
Бюджет и еще раз бюджет!
Как говорят, нет худа без добра. Сейчас самое лучшее время для жесткого планирования и бюджетирования. Даже скептики, которые утверждали о невозможности средне- и долгосрочного планирования в Украине, сейчас вынуждены бюджетировать расходную и доходную часть, чтобы хоть как-то спрогнозировать финансовые результаты бизнеса. В том числе, конечно, планируются и затраты на персонал, которые во многих компаниях являются одной из самых существенных статей расходной части бюджета.
Повышать или уменьшать?
Не секрет, что самый обсуждаемый вопрос за последние 3–4 месяца: «Что делать с заработной платой сотрудников?». Точка зрения персонала, оклады которых зафиксированы в гривнах, абсолютно прозрачна и ясна — они теряют часть своей заработной платы из-за девальвации украинской валюты и высокого уровня инфляции. Соответственно, сотрудники ожидают повышения заработной платы, а в идеале — привязки заработной платы к евро или американским долларам. На другой чаше весов оказался бизнес, который также теряет часть прибыли по тем же причинам. А значит, возможности компании для увеличения расходов на персонал уменьшаются. Каждая компания принимает решение в зависимости от финансовой ситуации бизнеса. Однако общая тенденция выглядит так: те организации, которые заключили контракты с клиентами в привязке к иностранной валюте, рассматривают вопрос о возможности привязки заработной платы сотрудников к иностранной валюте; те компании, которые получают доходы в гривнах, в большинстве своем ничего не изменяют. Либо устанавливают свой внутренний курс, который меньше курса НБУ, но, тем не менее, частично компенсирует потери доходов сотрудников.
Сокращать или не сокращать?
К огромному сожалению, увольнения сотрудников, проживающих и работающих в филиалах компаний в Крыму, приобретают массовый характер. Большая часть увольнений происходит по собственному желанию, поскольку оставить свое прежнее место жительства, перевезти семью на материковую часть Украины, переехать жить и работать в другой город — достаточно сложно для любого человека. Если смотреть в общем на компании, то нужно отдать должное менеджменту, который пытается всеми легальными и полулегальными путями сохранить рабочие места сотрудников и обеспечить хоть какую-то социальную защиту. Например, компании-экспортеры, чьи финансовые результаты очень зависимы от колебаний валютных курсов, в феврале — марте максимально просили сотрудников оформлять отпуск (ежегодный и без сохранения заработной платы) или переводили персонал на неполные ставки. Не нужно быть экспертом в области экономики, чтобы понять, что многое будет зависеть от развития событий в Украине и от дальнейших действий Российской Федерации.
Увольняться или остаться?
Рынок труда замер в начале 2014 года. Основной причиной такой длительной паузы стало не только снижение предложений о работе от компаний, но и боязнь увольнения и перемен в условиях полной неопределенности со стороны кандидатов. Сейчас обе стороны достаточно осторожно подходят к вопросу трудоустройства, за исключением тех случаев, когда либо очень выгодные условия, либо сложные жизненные обстоятельства.
Защищать и оберегать!
Удивительно, как общее горе и невзгоды объединяют людей. Не сочтите за пафос, но такой взаимоподдержки между сотрудниками различных компаний и менеджментом, наверное, не было за все годы независимости. Компании оплачивали услуги адвокатов для сотрудников, выплачивали компенсации, которые превышали установленные законодательством нормы, юристы готовили для военнообязанных сотрудников и их семей разъяснения относительно мобилизации и сопровождали до военных частей. Иностранные компании разрабатывали планы для внеочередного перевода сотрудников из офиса в Украине в офисы, которые находятся в других странах. В некоторых случаях компании готовы были покрывать расходы, связанные с переездом сотрудников вместе с семьями, оплачивать аренду жилья на первые несколько месяцев.
Причем заметьте, что речь идет о переводе всех сотрудников, а не только руководства украинского офиса. Для иностранных компаний, которые имеют жесткие бюрократические процедуры по повышению, компенсациям и переводам в другие офисы, принятие подобных планов на глобальном уровне является практически уникальным явлением. Очевидно, что украинские юридические лица не имеют таких ресурсов, какими располагают иностранные компании. Однако, несмотря на уменьшение работы, доходов, потерю части бизнес-контактов и т. д. и т. п., все сотрудники с пониманием относятся к происходящим событиям в компаниях.
И работодатели, и сотрудники впервые в своей истории вынуждены работать в условиях угрозы военных действий на территории Украины. Обе стороны приспосабливаются к текущим реалиям и идут на встречу друг другу, невзирая на сложную политическую обстановку в стране. Первые истерические настроения на рынке уже прошли и становится очевидным, что пришло время быть умеренным в затратах и терпимым во взаимодействии.
Евгения Вознюк