Трансформация рабочего пространства в современном постпандемийном обществе — это совокупность факторов, которые в первую очередь ориентированы на здоровье. Физическое и ментальное. Тренд на экологичность сейчас выражен не только в сортировке мусора и экономии ресурсов, хотя в этом тоже.
Цветные баки для мусора в офисе — уже, кажется, норма. Бесконтактные краны в санузлах, которые отключаются через определенное время — норма. Освещение в зависимости от времени суток и количества человек — норма. Материалы, позволяющие сохранять тепло внутри зданий — норма. Но экологичность сегодня намного шире. Она включает здоровую среду для человека, которая никак не обходится без здорового и грамотно организованного пространства.
В своей работе мы ежедневно сталкиваемся с компаниями различного масштаба — от небольших стартапов с коллективом не больше 10 человек до международных корпораций с тысячами сотрудников.
Если раньше так называемая гибкость пространства была прерогативой крупных компаний (всем известные офисы Google с разнообразными местами отдыха и широким выбором рабочих мест на любой круг и задачу), то сегодня уже на стадии идеи бизнеса основатель продумывает офис.
При работе с клиентами мы всегда интересуемся, по какой причине компания решила сменить офис.
Так вот 40% переезжают в связи с ростом штата и еще 40% — для улучшения условий. Работодатели отмечают, что сотрудники охотнее идут в комфортный офис, выполняют задачи здесь быстрее, креативнее и качественнее. Меняются не просто декорации. Когда работодатель осознает важность рабочей среды, вкладывает ресурсы для ее создания и заботится о здоровье своих сотрудников, это совершенно точно окупается и даже приносит дивиденды в виде новых идей, дающих новых клиентов и большую прибыль, меньшее количество прогулов и больничных и рост лояльности своих сотрудников, их положительные отзывы, рекомендации и, как следствие, — хорошую репутацию на рынке. С этого начинается корпоративная политика и уважение каждого члена команды.
Отчасти это послужило катализатором развития коворкингов.
Во-первых, пространство здесь называется гибким не просто так. Гибкость, которая сегодня так востребована, в первую очередь связана с возможностями его трансформации и учета потребностей людей, находящихся внутри. Такая вариативность позволяет не просто поддерживать продуктивность сотрудников, но и своевременно закрывать их потребности в тишине (для выполнения срочной ответственной задачи), отдыхе (для восполнения ресурса), пространстве (для коллективных брейнштормов). Многообразие функций каждого отдельного сотрудника и коллектива в целом находит отражение в гибкости пространства.
Во-вторых, популярный и новый для коворкингов формат built-to-suit позволяет компаниям довериться профессиональным архитекторам, проектировщикам и дизайнерам, которые учтут все необходимые требования к качеству помещения, материалам, зонированию и индивидуальным пожеланиям заказчика и создадут качественный корпоративный интерьер. Это позволяет сотрудникам не чувствовать «временность» офиса, а руководству — не вкладывать большие временные и финансовые ресурсы в оборудование рабочих мест.
Качество рабочего пространства не заканчивается на ремонте. Тут огромную роль играет и техническая составляющая. Качество воздуха, освещение, шумоизоляция. Возможность создать комфортные температурные параметры в помещении также важна. Я заметил это на своей компании.
Так уж вышло, что мы с коллективом сменили 3 офиса и в каждом одни и те же сотрудники работали по-разному. Невероятно, но факт, как говорится. Только после переезда в «А» класс, я по-настоящему увидел на что способна команда в правильной среде. Продуктивность выросла в разы. Мы увеличили свою прибыль более чем на 50%. Кроме того, сотрудники стали реже болеть и больше улыбаться, что позволило нам проводить встречи с клиентами более продуктивно. Несомненно, рабочее пространство сыграло в это не последнюю роль.
Создание в офисах спортивных зон, считаю, просто чудом и большим плюсом (даже бόльшим, чем кофе и печеньки, хотя без них тоже не обойтись). Здесь можно «выпустить пар» после сложных переговоров или, наоборот, настроиться на важную задачу, перезагрузиться и внезапно обнаружить в своем сознании десятки крутых идей, которые помогут решить задачи «на раз-два». Кроме того, совместные занятия способствуют сплочению коллектива, и это самым положительным образом сказывается на командном духе и итогах работы всех подразделений. Я как большой поклонник спорта поощряю занятия своих сотрудников, позволяю им отлучаться в зал среди рабочего дня, если они чувствую в этом потребность. Знаю, что работодатели, которым помещение не позволяет оборудовать зал для занятий (банально многим просто не хватает площади), компенсируют затраты на абонемент в фитнес-клуб для своих сотрудников. Полностью или частично. Кажется, это уже обычная и широко распространенная практика большинства столичных компаний.
Отдельно стоит выделить озеленение. Растения не просто увлажняют и очищают воздух, озеленение способствует снижению уровня стресса и негативных эмоций. Сегодня профессиональное озеленение очень распространено в московских офисах. Некоторые компании даже выходят за их пределы — благоустроенные террасы лучший вариант в таком случае. Такой может похвастаться, например, Авито. Корпоративы на свежем воздухе о том же — все мы дети природы, и когда приближаемся к ней, становимся лучше, спокойнее и веселее. Это работает 100%.
Требования к качеству среды стали настолько высокими, что девелоперы строят новые здания (и внедряют в уже построенные) экологические стандарты самого высокого уровня. Сертификаты по системам LEED и BREEAM уже давно являются обычным условием строительства во всем мире. Приятно, что Россия тоже стала использовать эту практику. Так, на конец 2020 года в России было всего 207 зданий с сертификатами соответствия экологическим стандартам (среди них 149 объектов имеют сертификат BREEAM и 58 — сертификат LEED).
А в 2021 году уже сложно представить строительство крупного бизнес-центра или общественного пространства без соблюдения экологических требований. Это стало нормой. И это здорово.
Вас может заинтересовать |
|
|
|
Сергей Назаров