Обычно управленческие проблемы внезапны и неожиданны. Оно и понятно — вряд ли, например, воровство в филиале или мошенничество с рекламными бюджетами проявляется как улыбка Чеширского кота, постепенно, и дает всем участникам ситуации время свыкнуться с мыслью — да, вот оно. Для, например, сотрудников службы безопасности, мошенничество — явление привычное, и их мало чем удивишь, поэтому хорошие СБ-шники всегда начеку, чего не скажешь о руководителях и собственниках. И тогда нередка ситуация, когда, узнав о неприятном сюрпризе, шеф начинает «рвать и метать». Чаще всего реакция однозначна — уволить! Немедленно! С треском и помпой — чтобы остальным неповадно было!
Но давайте призадумаемся — чем чреваты поспешность и эмоциональность при таких увольнениях?
1. Наворованное не вернут
Разве что если виновников «прижмут посильнее», и они окажутся не из «породы кремень». В противном случае уволенные не просто могут выйти сухими из воды, а еще и трудовой иск компании вчинить. И, если учесть, что 60% подобных исков суд решает в пользу работника, компания окажется обобранной дважды — вначале из-за воровства, а затем оплаты адвокатов, выплаты зарплат и компенсаций уволенным, а потом восстановленным мошенникам. Самые ушлые под повторное увольнение полюбовно могут попытаться с работодателя и в третий раз денежек слупить. Обидно? Да.
2. Наследят в соцсетях и Интернете
Помимо публикаций на ресурсах типа «сайтов-помоек», такие не остановятся перед манипуляциями с информацией в соцсетях и в электронных медиа. От жалобных постов и подключения друзей, пылающих праведным гневом за судьбу друга, коллеги и т. д., до ехидных комментариев под вакансиями бывшего работодателя, интервью его топ-менеджеров и т. д. Самые активные могут наябедничать журналистам на «трудовой произвол», и не всегда журналисты досконально разбираются в тонкостях «горячей темы». Иногда, заметив заманчивый сюжет, они дают ход непроверенной информации, а дальше компании придется доказывать, что она «не верблюд», и отмываться от клеветы. Это не только обидно и унизительно, но и дорого — антикризисный пиар стоит в 3-5 раз дороже обычной пиар-активности.
3. Занесут вирус
Знаю ситуацию, когда одна из дам, уличенных в нечистоплотности с рекламными бюджетами, в последний день активировала вирус в одном из писем ее электронной почты. Сложно сказать, она его нарочно хранила, чтобы эффектно, как Анджелина Джоли, «сжечь мосты», или эта гениальная мысль посетила ее напоследок… В результате офис еще несколько дней работал в «авральном режиме», пытаясь побороть беду. И не потерять коммерчески ценную информацию.
4. Унесут клиентскую базу
Или поломают ее. Знаю и такой случай, и такой. Первый путь порой выбирают менеджеры по продажам, второй — программисты. Да, не всегда базу на 100% получится применить на новом месте, но написать клиентам о своей ситуации и обернуть их против бывшего работодателя — почему бы и нет. Результат — как в пункте два — долго, противно и дорого. Есть еще бухгалтерский вариант мести — «слить» зарплату коллег в общий доступ и уйти, не дожидаясь «ледового побоища». Особенно эффектен в компаниях, где зарплата сотрудников — главная коммерческая тайна.
5. Переманят специалистов
Даже подписание сурового договора про непереманивание «на выходе», как правило, мало влияет на результат — чтобы насолить прошлому работодателю, виновники готовы на многое. Поэтому всегда есть вероятность, что коллеги (непосредственные подчиненные) «ушельца» вполне могут составить ему компанию. Кстати, иногда с такими коллегами уволенный спец может обойтись не очень красиво: использовать их таланты и бросить. И они могут попытаться вернуться к вам — и уже вам решать, нужны ли вам перебежчики. И не «засланные казачки» ли они. Иногда «ушелец» поступает еще более изощренно, переманивая ключевых сотрудников смежных подразделений — например, маркетолог или офис-менеджер может увести инженера-технолога или программиста. А уж каких бед может натворить обиженный эйчар — думаю, мне про это вам рассказывать не нужно.
В принципе, если постараться, таких неприятных неожиданностей при поспешном и эмоциональном увольнении можно накопать еще много. Поэтому, как бы цинично это ни звучало, об увольнении нужно думать при приеме специалиста. Конечно, не в том смысле, что нужно начинать подозревать его во всех смертных грехах, как только он пересечет порог вашего офиса, и намекать ему об этом максимально прозрачно. Тем не менее, важно заранее «поделить пасочки», начиная от доступов к ресурсам и паролей к местам общего доступа, максимально безопасно для компании. С одной стороны, уровни конфиденциальности и доступы, всякие подписки, договора о нераспространении коммерческой тайны и прочее попахивают бюрократией, но если она способна уберечь компанию от потерь и дополнительных затрат — почему бы и нет? Главное, чтобы эта бумажная система была дееспособной и достаточно гибкой.
Кроме того, важно иметь «план расставания» по каждой из должностей, включая все распространенные угрозы — от банального мелкого воровства до шантажа и взятия заложников. Тем более, что проявленная компанией при поспешном увольнении «слабина» может спровоцировать мошенников рангом помельче, которые не решились бы на урон, если бы это было опасно. Это про случай — когда «неповадно» на поверку оказывается совсем наоборот. Поэтому экономить на юристах, эйчарах и сотрудниках службы безопасности — себе дороже.
Вас может заинтересовать |
|
|
|
Татьяна Пашкина