Производительность труда — главное для любой компании. А кто за это отвечает? По-моему, — HR. Персонал — главный производительный ресурс предприятия. Управлять персоналом — это правильно его эксплуатировать: при минимальных затратах получать максимум результата. Как это делать правильно, тем более, в кризис?
Производительность труда у нас всегда хромала по сравнению с заграницей, хромает сейчас и хромать, по всей видимости, будет.
Когда речь заходит о производительности труда, чаще всего имеются в виду производственные инновации: станки и информационные технологи. Понятно, что станок с ЧПУ производительнее. Но часто забывают, что неквалифицированный оператор может гнать брак или сломать самый продвинутый станок; что дурной начальник смены может обеспечить работу оператора и станка не на 100%, а на 20%; что саботаж сейлзов (некогда заполнять базу: мы торговать должны!) может обнулить выгоду от дорогостоящей CRM.
В начале 90-х думали, что низкая производительность труда в СССР была связана с уравниловкой и отсутствием привязки вознаграждения к результатам. Один из лозунгов ранней перестройки: Человеческий Фактор! Надо создать материальную заинтересованность — и все начнут работать, чтобы зарабатывать.
Накопив за 15 лет опыта, мы понимаем, что не так просто. Масса примеров, когда самые хитро выстроенные, основанные на KPI системы вознаграждения работают со скрипом.
Производительность труда определяется не одним, а минимум тремя факторами:
- Качеством управления, менеджмента.
- Технологиями (в том числе, «офисной»).
- Качеством персонала, Квалификацией и Мотивацией.
При этом управление — на первом месте.
Кто в ответе?
Если мы чем-то управляем, это значит, что у нас есть:
- Объект управления: знаем, ЧЕМ управляем.
- Цели управления: знаем, ЧЕГО ХОТИМ от объекта управления.
- Субъект управления: знаем, КТО управляет и кто отвечает за достижение целей.
- Рычаги и инструменты: знаем, какими полномочиями пользуется субъект, ибо ответственность без полномочий — ничто.
Вопрос: выделена ли в вашей компании производительность труда как отдельный объект управления, и отвечающий за него субъект? Установлены ли цели в формате: какова производительность труда сегодня и на сколько она должна увеличиться в определенный срок (например, полугодие — год)? И за счет чего это должно произойти, ведь никаких улучшений нельзя добиться без вложений?
К сожалению, в большинстве известных мне компаний производительность труда не известна даже на текущий момент. Возможно, мне просто не повезло. Мало кто даже задается вопросом, как ее измерить.
Аксиома управления: чтобы что-то заработало, надо, чтобы кто-то за это отвечал. Нужен один хозяин. Если его нет, или ответственность распылена между несколькими персонажами, то не будет ни процесса, ни результата.
Предлагаемый ответ: отвечать за производительность труда в компании может и должен тот, кто отвечает за трудовые ресурсы. А именно — директор по персоналу.
Кто такой HR?
Сколько бы мы не повторяли мантру: «Люди — наш главный капитал», для многих компаний персонал был и остается скорее статьей затрат, чем производительной силой. Лучший способ разозлить генерального — показать ему график роста фонда оплаты труда в сравнении с графиком динамики прибыли.
Управление персоналом в большинстве отечественных компаний воспринимается как вспомогательная функция: источник не доходов, а затрат. Соответственно, HR-директор играет роль явно вторичную по сравнению с директорами бизнес-направлений.
Корень проблемы, на мой взгляд, лежит в позиции многих управляющих персоналом. В своей работе они исходят не из реальных потребностей компании, а из HR-функций, которые, как написано в учебниках, должны присутствовать на любом уважающем себя предприятии.
Большинству операционных менеджеров близки и понятны всего две функции управления персоналом: найм и увольнения. К кадровому делопроизводству они относятся как к бюрократии, т. е. неизбежному злу. Все остальное, чем хотели бы заниматься продвинутые HR, — миссия и ценности, корпоративная культура, карты компетенций, командообразование, управление талантами, развитие персонала и прочее — невнятные прибамбасы от лукавого. Хотя именно они на самом деле и есть рычаги повышения производительности труда.
В словосочетании «человеческие ресурсы» большинство мне известных HR делает акцент на первом слове. То есть, это — прежде всего про людей.
Я глубоко убежден, что главное слово — второе. То есть, про ресурсы. Как бы ни цинично звучало, для предприятия персонал — это, прежде всего, производительный ресурс. Наряду с материальными, финансовыми, технологическими, репутационными и прочими.
Главное отличие человеческого ресурса от остальных — это наличие у него гражданских прав и свободы воли. Токарный станок или компьютер — собственность предприятия. Они не могут в один прекрасный день уволиться и уйти к конкурентам. А токарь и ай-тишник — очень даже могут.
Второе отличие — «технические характеристики», т. е. способности и возможности. Для оборудования они указаны в сопроводительной документации. Для работников, — собственников трудового ресурса, — в резюме, а также в том, что соискатели сообщают о себе в интервью. И то и другое далеко не всегда правда. Чтобы проверить, требуются особые технологии. Да и не факт, что компетенции и модели поведения, приобретенные в предыдущем опыте работника, будут соответствовать требованиям вашей компании.
Наконец — мотивация. То, чего точно нет у станка, зато желательно, чтобы было у работника. Особенно так называемая «нематериальная» мотивация, которую почему-то считают бесплатной для компании, хотя на самом деле она всегда стоит денег.
Все станки хотят простого: электричества и ухода. Персонал же помимо оплаты труда (что можно сравнить с электричеством) требует еще много всего. Например, условий труда, карьеры, хорошего коллектива, обучения и развития, человеческого отношения руководителей, гарантий стабильности…
С такой точки зрения роль и место управляющего персоналом в компании выглядит не традиционно, но зато его проще объяснить генеральному и другим менеджерам.
HR выполняет две главные функции:
- Снабжение предприятия трудовыми ресурсами, т. е. грамотное приобретение их на рынке труда.
- Эксплуатация (без негативного оттенка) трудовых ресурсов, т. е. обеспечение их работоспособности и производительности.
Иными словами, HR — это снабженец и технолог в части касающейся трудового ресурса предприятия.
И главная его миссия — именно производительность труда.
От теории к практике
В части производительности труда роль HR состоит в обеспечении качества персонала. Понятие качества подразумевает и оптимальное количество.
Качественный персонал отличается тремя характеристиками:
- Выполнением своей трудовой функции т. е. той услуги, которую у него покупает компания.
- Лояльностью работодателю, т. е. работой на совесть и отсутствием желания сменить место работы.
- Оптимальными затратами на его содержание, отвечающими как рынку труда, так и экономике предприятия.
«Высокие» HR-функции, такие как корпоративная культура, управление талантами и прочие, есть смысл, только если они реально обеспечивают качество персонала. Если нет — то нет.
Первое, что необходимо сделать, — это научиться считать расходы и доходы. Удивительно мало компаний знают, сколько они тратят на содержание персонала, а уж эффективность этих расходов, хотя бы доход на рубль затрат на персонал — вообще единицы.
Указанный выше показатель, доход на рубль расходов на персонал, можно оценить по компании в целом, но он будет иметь такой же управленческий смысл, как средняя температура по больнице. У компании есть коммерческие, производственные и инфраструктурные подразделения, каждое из которых выполняет определенные функции. И в каждом, скорее всего, своя доля общих расходов на работников и своя схема оплаты труда, от почасовой до сдельной. Поэтому имеет смысл провести аудит эффективности, т. е. производительности труда для каждого подразделения по отдельности, с учетом их специфики. То же самое — для каждого работника внутри подразделения.
Результатами такого аудита становятся вполне конкретные управленческие решения со счетным экономическим эффектом.
Вот простая и очень эффективная схема повышения производительности труда:
- анализируем результативность работников подразделения;
- выявляем лучших и худших:
- изучаем разницу: чем лучшие добиваются успеха;
- создаем рабочие инструкции и проводим обучение лучшим практикам;
- через 1–3 месяца оцениваем результаты, и тех, чьи показатели не выросли, заменяем.
Эта схема действительно работает, если есть возможность сравнить производительность работников. Самое очевидное — продавцы, чья эффективность определяется прямо и непосредственно объемом продаж. Для других работников, особенно инфраструктурных служб, метрики могут быть более сложными, но их можно создать. Логика простая: оцениваем, какую функцию (услугу) компания приобретает у работника, и решаем, сколько компания готова за нее платить. Конечно, не упуская из виду ситуацию на рынке труда.
Критерием оценки может являться рыночная стоимость соответствующей услуги, то есть, потенциальный эффект от передачи ее на аутсорс.
Отдельный и важный вопрос — как оценить повышение эффективности, т. е. рост производительности труда? Для этого необходимо иметь критерии для сравнения и точки отсчета.
Сравнение с публикуемыми в разных источниках данными о производительности труда в разных отраслях не дает четкого понимания. Во-первых, «отрасль» — достаточно расплывчатое понятие. Во-вторых, нет уверенности в надежности и достоверности данных. Наконец, очевидно, что в разных сегментах компании (производственном, коммерческом, инфраструктурном) производительность труда будет разной и по-разному должна оцениваться.
Самое простое и эффективное решение: сравнение с самими собой. Это значит, что результаты раз проведенного аудита надо зафиксировать и наметить точки роста, т. е. направления повышения производительности труда. А через разумный срок, полугодие-год, еще раз проанализировать ситуацию. И так — постоянно, включив показатели производительности в отчет для высшего руководства.
Александр Крымов
Деловой мир