Обсуждение проблем построения организационной структуры предприятия заставляет вспомнить фразу Марка Твена: «Нет ничего проще, чем бросить курить, я сам делал это сотни раз». С организационными структурами происходит та же история.
Каждый уважающий себя руководитель много раз кроил и перекраивал структуру своей организации, решая дилеммы: кого из двух назначить, как назвать «вот эту вот» должность, какие функции передать в отдел маркетинга, организовывать или нет совет директоров, нужна ли специальная служба логистики… Многократно сталкиваясь с этими вопросами, каждый руководитель, положа руку на сердце, мог бы признаться: идеально работающей структуры так и не получалось. Никогда. Всегда оставались структурные конфликты между руководителями одного уровня, всегда как снежный ком накапливались претензии по взаимодействию структурных подразделений, участвующих в одном бизнеспроцессе, всегда сохранялся разрыв между должностью (функционалом) и тем реальным ее исполнением, которое зависит от конкретного «живого» человека.
В менеджменте выбор и построение организационной структуры — такая же вечная тема, как борьба за власть, муки творчества или поиск счастья. И, как и в любой вечной теме, законы драматургии здесь важнее, чем конкретные правила и приемы. Какие конкретные рекомендации для топменеджеров, озадаченных эффективным организационным строительством, из этого следуют?
В каждом случае работы над новой организационной структурой важнее всего правильно сочетать «классику» (очевидные и безусловные принципы массового структурного строительства) с открытиями и находками организационного дизайна, выполненного для конкретной организации конкретной управленческой командой (с помощью консультантов или без них). Проблема такого синтеза тем сложнее, чем менее дисциплинирован топменеджер (и его соратники), чем меньше он склонен опираться в своей деятельности на принцип Пикассо. Принцип этот прост и очевиден: прежде чем стать художником со своим неповторимым индивидуальным почерком и стилем, необходимо научиться делать «классику».
Классические упущения
Классика формирования организационной структуры состоит из нескольких «силовых осей» и базовых наборов решений. Нет возможности подробно описывать все коллизии структурообразования в рамках данной статьи, но важно отметить несколько «классических конструктивных узлов» и особенностей, которые топменеджеры часто недооценивают:
Многие топменеджеры не учитывают необходимость четкого стратегического соответствия оргструктуры. Структурные решения часто принимаются в текущем режиме без специальной проверки по задаваемым стратегическим требованиям организационной эффективности.
Возьмем традиционную оргстроительную цепочку. Мы развиваем собственное производство и расширяем ассортимент (стратегия). Нам нужен крутой маркетолог, а в перспективе — сильная служба (стратегия). Давайте подчиним маркетолога коммерческому директору, чтобы не плодить слишком много «крутых руководителей» (потеряли стратегию). В итоге страдает программа собственного производства, так как «коммерсант» сориентирован на «чужой ассортимент» и не хочет тратить деньги на эксперименты с упаковкой.
Откуда берется определенность по требованиям организационной эффективности? Из факторов проектирования организации: из ее долгосрочных целей, особенностей бизнеспроцессов и технологий, позиции на рынке и его состояния. Собственно, ставшая популярной дилемма «бизнеспроцессы определяют организационную структуру или наоборот» из этой же серии. Декларируется понимание, что факторы проектирования бизнеспроцесса первичны по отношению к существующей структуре. А на практике консервативность оргструктуры очень часто определяет, каким быть бизнеспроцессу.
В 90% случаев забывается еще один важный принцип оргстроительства — осознанный выбор первичного механизма координации при проектировании оргструктуры.
Другим рамочным факторам проектирования оргструктуры повезло гораздо больше. Степень формализации — это притча во языцех. Все руководители хотят, чтобы структурные документы, от органиграммы до должностных инструкций, были бы максимально адекватны и актуальны для состояния организации. Сколько бумаги и мегабайтов на это тратится! Осознанно задаваемый уровень сложности и степень децентрализации/централизации — это топменеджеры тоже умеют делать, или, по крайней мере, стараются.
Наконец, роковой «конструктивный узел» в строительстве организационных структур — это то, как выполняется принцип «люди под структуру». На практике топменеджеры декларируют этот принцип, но, к сожалению, выкраивают структуру под существующий «набор» сотрудников, «тасуют засаленную колоду» или открывают вакансии под людей, которым нельзя отказать. Безусловно, конкретный человек трансформирует любую должность и функцию, но чем более последовательно реализуется в организации принцип «люди под структуру, а не наоборот», тем меньше в решениях о делегировании полномочий спонтанности и болезненности. Не секрет, что барьеры в реальной передаче полномочий и задач по вертикали являются одним из основных тормозов развития структуры и организации в целом.
Организационный дизайн и драматургия
Вспоминается случай из практики, когда топменеджер (он же собственник) с огромным воодушевлением нарисовал мне на листке новую организационную структуру своей компании, на тот момент уже достаточно крупной и известной, и сказал: «Теперь у нас есть структура! Это позволит нам быстро расти и не потерять порядка». Моя реакция на его рисунок была гораздо сдержаннее, так как изобразил он весьма тривиальную (без всяких «изюминок») дивизиональную структуру. Но! Фокус в том, что сегодня, спустя пять лет, эта компания — один из лидеров в своей отрасли на рынке СНГ. Вот тебе и банальные «кубики» оргструктуры, которую сам руководитель этой компании считает одним из важнейших условий быстрого и успешного развития. Данный пример показывает, что ценность организационной структуры как таковой зависит не только от оригинальности и «красоты линий», но в значительной степени от того, как она воплощается в деятельности организации.
Закрепившийся на рынке термин «организационный дизайн» предусматривает более широкий и сложный подход. Главное в дизайне — установить соответствие между возрастом и степенью зрелости организации, внешним окружением (от государства до контрагентов), используемой технической системой (базовой технологией) и текущей ресурсной ситуацией (сколько и каких у нас людей, денег, информации).
Именно здесь возникает зазор — между классическим оргстроительством и дизайном. Оргдизайн можно считать структурной драматургией. Найти и обрести смысл можно в такой структуре, которая может, мягко говоря, противоречить отработанным, «классическим» структурным решениям. Например, в одной очень жизнеспособной и эффективной структуре был придуман «менеджер по срокам». В его обязанности входило максимально влиять, любыми возможными способами, на соблюдение сроков. При этом он не был наделен неким определенным функционалом и контролером в обычном понимании не являлся.
Бесполезно постоянно бороться и тратить силы, нужно научиться жить:
-
с конфликтами «коммерсантов», «производственников» и «бюрократов»;
-
с отставанием структуры от процессов или наоборот;
-
с жалобами на обслуживающие структуры (на компьютерщиков, бухгалтеров);
-
с неудовлетворительной информированностью по вертикали;
-
с недостаточной кооперацией по горизонтали;
-
с наличием лишних неприкаянных должностей и/или людей.
Это не означает, что все перечисленные явления структурной неэффективности не требуют соответствующих мер. Главное — чтобы эти меры не планировались как радикальные, ведь это вопрос о цене и качестве.
По материалам «Top-manager»