Практически каждого работающего человека время от времени посещает мысль, что зарплату неплохо бы и прибавить. Претворить эту мысль в реальность можно разными способами. Продолжая разбирать эпизоды из популярных фильмов, мы предлагаем анализ метода, который применил обаятельный и разбитной герой комедии «Где находится нофелет?».
«Нас пока не пошевелишь, мы не зашевелимся»
Название фильма: «Где находится нофелет?», 1987 г.
Режиссер: Геральд Бежанов
Действующие лица и исполнители: Павел Федорович Голиков (Владимир Меньшов), Гена, двоюродный брат Павла (Александр Панкратов-Черный), Клара Семеновна, начальница Павла (Инна Ульянова).
Собственно, сегодня к обсуждению предлагаются два эпизода. Первый из них отвечает на вопрос: «Нужно ли просить о повышении или ждать, пока начальник сам найдет нужным заметить ваши достижения?». И здесь эксперты, к которым мы обратились, согласились с героем Александра Панкратова-Черного в том, что пассивно ждать милостей от начальства смысла нет. А вот использованная героем тактика вызвала у них обоснованные сомнения.
«Голикова вы у меня не получите, товарищ Либерзон!»
Слабые сигналы
Одни из экспертов считают тактику рискованной, особенно по нынешним временам, ведь блеф — штука обоюдоострая, и в ответ вполне могло прозвучать: «Забирайте!».
Засидевшимся на месте хорошим работникам эксперты рекомендует вначале попробовать систему «слабых сигналов» руководству о своем желании получить прибавку. Например, предложить свое участие в каких-то новых проектах, попросить новые задачи, то есть сообщить что-то вроде: «Я готов делать вот это и вот это и еще предлагаю вот такие-то усовершенствования — и готов их воплотить, я бы хотел немного увеличить свой доход и готов ради этого к расширению своего функционала».
Только на редкость тупой начальник на это не отреагирует. Либо не захочет отреагировать — и вот тут уже тема подумать, а надо ли и дальше сидеть на этом месте, если перспективы — при этом руководителе — нулевые.
Требовать прибавку под флагом увольнения или ссылаться на то, что в другом отделе или компании на такой же должности платят больше, эксперты считают очень плохим вариантом. Это будет воспринято как шантаж с соответствующими последствиями — прибавку можно и получить, но обычно ровно на тот срок, за который найдут замену герою.
Ну и обязательная рекомендация руководителям: чем больше у работника возможности влиять на свой доход путем повышения эффективности работы, тем больше счастья всем. Система мотивирования должна быть настроена на граждан, активно зарабатывающих свои деньги, а не гарантированно получающих их путем попадания в ячейку тарифно-квалификационной сетки.
Здравая аргументация
Если вы работаете уже достаточно давно, достигли значимых результатов, взяли на себя ответственность, превышающую изначально оговоренную, а начальство этого словно бы не замечает, то можно самому предложить обсудить возможность повышения зарплаты.
Только при этом желательно все-таки оперировать конкретными достижениями и цифрами, а не заниматься шантажом. Если вы достойный специалист и приводите здравую аргументацию, то ваши шансы на повышение достаточно велики. Известно множество случаев, когда работник в подобной беседе упоминал, что у него есть предложение о работе с лучшими компенсационными условиями, и работодатель шел на встречу, опасаясь потерять ценного работника. Однако во всех случаях это была спокойная аргументированная беседа. Открытый шантаж никому не приятен (особенно если он идет непосредственно от вас) и может только рассердить вторую сторону. Тем не менее, импонирует подход героя Александра Панкратова-Черного, так как он показывает, что к рабочим проблемам можно подходить творчески, обыгрывая те или иные ситуации. Своим поведением друга под угрозу он не поставил, результата достиг. Мы упускаем множество возможностей, действуя исключительно по регламенту.
Успешный аукцион
В фильме, снятом более двадцати лет назад, хорошо показана ситуация, которая очень часто повторяется в наше время: сотрудник, отчаявшийся получить заслуженную или очень желаемую прибавку к заработной плате, открывает аукцион, в котором есть единственный лот — он сам. Напоминая начальнику, что крепостное право отменили в 1861 году, он показывает job offer от «почти такой же» компании и аргументированно доказывает работодателю, что на рынке труда он в цене, и знающие толк в сотрудниках люди готовы платить ему существенно больше. В большинстве случаев работодатель, даже если иногда это противоречит внутренней политике компании, готов поднять зарплату, боясь потерять в целом устраивающего компанию работника.
Плюсы в этом методе, конечно, есть: сотрудника замечают, подтверждают его нужность организации, повышают зарплату. Минус один: аукцион больше одного раза устроить вряд ли получится (хотя я знаю пример, когда аукцион с неизменным успехом проводился раз в полугодие в течение пары лет). Да и есть ли уверенность, что заявление об уходе не будет неожиданно подписано терпеливым начальником с тайным вздохом облегчения?
Ирина Касимова