Марк Твен сказал: «Тысячи гениев живут и умирают безвестными — либо не узнанными другими, либо не узнанными самими собой». Не открою Америки, если напомню, что каждый из нас приходит в этот мир с определенной миссией. Однако не каждому удается ее выполнить. Вы еще не нашли себя? Значит, плохо искали. Себя можно только создать, и сделать это, поверьте, никогда не поздно. Поскольку речь у нас пойдет о карьере, то смею вас заверить, что ей, как и любви, все возрасты покорны.
В каком возрасте надо начинать думать о карьере? Вопрос не праздный, потому что существуют несколько типов карьеризма. Он может быть врожденным (природным), поэтому для людей, у которых он, что называется, в крови, постоянно карабкаться на новые вершины так же естественно, как просыпаться утром. У других карьеризм воспитательный — его привили ребенку родители. Маленький человек видел, какое значение придают родители своему карьерному росту и как это сказывается на материальном благополучии семьи. Ибо еще никто не придумал более честного увеличения заработной платы, нежели повышение в должности. Для третьих карьеризм — благоприобретенный: человек сам осознает, что если он не будет двигаться вперед, то ничего не добьется.
Безусловно, карьеру лучше начинать в юные годы: ответственный за тихий час в садике, староста в классе, групорг в институте и так далее. Если серьезно, то у молодежи больше времени для реализации своих амбициозных планов. Конечно, при том условии, что такие планы у молодых есть. Приятно смотреть на многих двадцатилетних, которые, придя на работу после обучения, отлично знают, что и как им делать. Им не надо передавать опыт, они и сами многому научат других. Так, новенькому сотруднику (вчерашнему выпускнику вуза) шеф дал довольно каверзное задание. Тот не растерялся и, чтобы ответить на поставленные вопросы, запросил довольно специфическую документацию, которую компания еще не использовала, но без которой на современном рынке работать было трудно. Начальник попросил молодого человека объяснить, что он имеет в виду. Юноша детально растолковал преимущества нововведения, и в холдинге признали, что в стране работают далеко не дураки.
Примеров про молодых да ранних — великое множество. Но а если молодой человек еще не знает, к какой «гавани» ему пристать? Такое вполне вероятно: маловато жизненного опыта, не хватает определенных знаний, умений, даже профессиональной ориентации… Одна моя приятельница так охарактеризовала свою дочь: «Она квашня квашней, до карьеры ли ей? День прошел — и ладно». Бывает, что у молодых нет никакого желания работать. Хотя, казалось бы, юноши-девушки должны быть энергичными, как Фигаро. Но, как видно из практики, это совсем необязательно. Некоторые пожилые люди дадут фору любому юнцу. Как правило, эти неутомимые труженики вкалывают до глубокой старости. Ученые заметили, что таких активистов не берет даже склероз: они от него убегают! Наверняка, вы и сами встречались с такими бодрячками у себя на службе, во дворе, на даче. До всего им есть дело, все им интересно. Так что, утверждение, что у юных больше сил для построения карьеры, — спорное. Некая актриса в пятьдесят пять лет пошла учиться вокалу. Уверена, что она еще покажет себя на эстраде!
Но в одном, конечно, молодые люди опережают пожилых: у них есть время. И поэтому они не считают мгновений. Для лиц старшего возраста «свистят они, как пули у виска», и с каждым годом все быстрее. Говорят, что молодость — недостаток, который с годами проходит. Поэтому тем, кто отчаялся и считает, что если до сорока ничего не добился, то надеяться уже не на что, хочется сказать: не хороните себя заживо! Американский летчик и писатель Ричард Бах написал: «Существует тест для определения того, закончена ваша миссия на Земле или нет. Если вы еще живы — значит, не закончена». Может, накопленный с годами опыт для карьерного взлета именно сейчас и понадобится! Ведь зачем-то вы заканчивали кулинарный техникум, курсы интерьера, ландшафтного дизайна и работали, например, горничной в гостинице и диспетчером в ЖЭКе? Не добились существенных результатов? Ерунда, такие знания определенно пригодятся, как это случилось с директором санатория Мариной Нежиной. В своем интервью она заметила: «Вся моя предыдущая жизнь — и курсы, и работа — была подготовкой к моему нынешнему успеху».
Иногда мысли о несложившейся карьере возникают у людей, которым всего лишь немного за тридцать. Но и у них, как поет Верка Сердючка, «есть надежда выйти замуж за принца». Если, к примеру, некоторые ваши однокурсники обогнали вас на целую голову, отчаиваться и опускать руки не стоит. Ни с кем и никогда себя не сравнивайте: у вас своя дорога! Есть ли толк от переживаний из-за того, что Иван Петрович Сидоров уже начальник треста, а вы нет? Еще неизвестно, как повернется жизнь, если вы, проанализировав ситуацию, хорошенько подумаете над тем, чего вам не хватает для успешной карьеры? Не стоит обращать внимание на удивление сотрудников, когда вы после долгого сидения рядовым солдатом вдруг стали метить в сержанты (то есть претендовать на повышение). Представьте себе, что вам для полного счастья не хватает более высокой должности. Вы отлично разбираетесь в работе, прекрасно знаете все ее участки и так далее. Только решимости у вас не было до определенного, текущего, момента. Смелее, побольше веры в себя и, конечно, оптимизма. «Все будет хорошо, я это точно знаю», — пропойте себе и… В бой, за новую карьерную вершину!
Если сотрудник зрелого возраста попал в молодежный коллектив, он не должен комплексовать по этому поводу. Такое случается не только с женщинами, которые воспитывали детей и упустили время для карьерного роста. Бывает, и мужчины — выходцы из глубинки, как Ломоносов, получают должность в столичном офисе гораздо позднее и идут к ней более тернистым путем, чем выпускники престижного вуза со связями. Мы не в школе, чтобы пальцем показывать на второгодника. В коллективе работают люди различных возрастов. В одном НИИ, где преимущественно трудилась молодежь, у директора была секретарша — божий одуванчик. Все сотрудники ее боготворили, и не только по причине ее приближенности к Самому. Старушка так себя поставила — по имени-отчеству и на «вы». Даже молодые целовали ей руки, не говоря о профессуре. Так что в ваших силах поставить себя в коллективе следующим образом: не панибратствовать, не заискивать перед более молодыми сотрудниками. Как пел Вахтанг Кикабидзе, «мои года — мое богатство». Не переживайте, если вы стали белой вороной. В молодежном коллективе и сам, как говорят, молодеешь.
Начиная строить свою карьеру в «запоздалом» возрасте, помните, что это процесс сложный, требующий максимальной концентрации сил и самоотдачи. Молодым часто мешает огромное количество соблазнов, они менее приспособлены к превратностям личной жизни, хотя в профессиональном плане могут быть более гибкими. Козыри старшего товарища — терпение и труд. К примеру, бывшие домохозяйки, утомленные вынужденным сидением дома с маленькими детьми, приступают к работе с огромным воодушевлением и энтузиазмом. Зато многим юным созданиям в работе сильно мешают, как правило, неустроенность быта и неумение направить в нужное русло сексуальную энергию. Со временем суета отходит на второй план, многое устаканивается. У тех, чья личная жизнь оставляет желать лучшего, работа становится иногда единственной отдушиной. Одна владелица фитнес-центра сказала: «Когда развелась, подумала, что так, видно, Богу угодно. Пошла на работу, и стала трудиться с удвоенной энергией. Появилось дело, а затем устроилась и личная жизнь».
Многие успешные известные люди (если не большинство) стали пожинать плоды своих трудов только в сорокалетнем возрасте. Мы не берем во внимание тех, кто еще в детстве показал свою одаренность, не говорим о пророках и других исключениях из правил. Да и сколько бы ни твердили о вундеркиндах, посмотрите на лауреатов Нобелевской премии. Каков их средний возраст? За сорок! Из всего сказанного выше сделаем утешительный вывод: в карьерном росте нет возрастного ограничения. Простите за пафосность, но нельзя положить предел своим желаниям и возможностям, в каком бы периоде своей жизни вы ни находились — весеннем, летнем, осеннем или зимнем. У природы, как известно, нет плохой погоды. Наш внутренний барометр — биологический возраст — не всегда соответствует нашим устремлениям. Как часто можно видеть молодого человека, который безынициативен и апатичен, ничто его не радует, ничего ему не хочется. И как радостно встретить старика, который бодр и весел, а если понадобится, горы еще свернет.
Так с чего же начать тем, кто хочет, но не знает, как построить карьеру. Что делать? Мудро заметил бывший президент США Теодор Рузвельт: «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть». И действительно, перечитайте еще раз свое резюме и — действуйте. Главное — не в том, каких вершин вы достигнете в своей работе. Главное — чтобы вы сами были собою довольны. Одна вредная свекровь постоянно корила невестку, что вот, мол, ничего ты в жизни не добилась. Женщине хотелось, конечно, угодить матери своего мужа, она очень старалась, но в какой-то момент поняла, что стань она хоть президентом, свекровь все равно будет ею недовольна. И тогда она решила действовать по принципу «Всем не угодишь, себе лишь только навредишь». Да и та свекровь, честно говоря, в профессиональном плане ничего не добилась. Может, и бурчала она от комплекса неполноценности?
Не оглядывайтесь на окружение, прислушивайтесь к мнению других, но все же идите своим путем. Может статься, со временем ваше хобби перерастет в основную специальность. Не бойтесь ничего менять, потому что ничто не стоит на месте. Даже если ваша нелюбимая работа приносит стабильный заработок, все же рискните проявить себя на другом поприще. Глядишь, получится. Это ведь гораздо лучше, чем винить окружение и себя в том, что вы даже не попробовали изменить свою постылую жизнь. Бывает, не хобби, а давняя детская мечта служит толчком для вашего карьерного взлета. Тут не должно быть никаких препятствий. Вспомните биографии известных успешных людей — их двигателями были только собственные желания и вера в успех. А возраст и образование умные люди вообще в расчет не берут. Так, создатель универсального бренда Virgin Ричард Брэнсон только сейчас, в 54 года, приступил к воплощению своей детской мечты — космическому туризму. Кстати, учился Брэнсон всего два года, да и то кое-как, но это не мешает ему процветать.
В заключение — совет работодателям: не отвергайте тех пенсионеров и людей за сорок, которые очень хотят трудиться. Энтузиазма, ответственности и концентрации на рабочем процессе у них гораздо больше, чем у их более молодых конкурентов. Конечно, хорошо, если секретарь будет куклой Барби с мозгами сорокалетней дамы, но, увы, это такое исключение, что не стоит его искать. Например, в фитнес-центре приняли на должность администратора Татьяну Юрьевну, женщину, которой было за пятьдесят. Она оказалась настолько приятной и умной собеседницей, что клиентки стали приходить чаще и приводить своих подруг, а подруги — своих подруг. Но владелец, увидев «старуху» издали, потребовал немедленно заменить ее на более молодую женщину. Татьяну Юрьевну под благовидным предлогом уволили, она перешла в другой центр и… за ней потянулись все клиентки.
Подумайте: может, ваша фирма будет выглядеть более солидной, если в нем будут работать солидные по возрасту сотрудники? Пожилые люди берутся за любое дело, даже не очень престижное. Главное для них — не замыкаться в своем окружении, общаться с другими людьми, показывать себя в «бою». Так сказать, тряхнуть стариной. И поверьте, у них есть еще порох в пороховницах!
Елена Ишутина
По материалам «Работа & зарплата»