Еще недавно, буквально пять — семь лет назад, главным, а для некоторых людей, единственным критерием оценки работы, был размер заработной платы. Содержание и объем работы уходили на второй план и далее. Разговоры о большой цели, высоком предназначении воспринимались, как слабости интеллигента. Кризис 1998 года усилил финансовые запросы. Усилил, но не изменил глубинные ценности большинства людей.
Прямо на наших глазах, ситуация меняется. Сотрудников больше не устраивает работа в силе МММ (мелко, мутно, меркантильно). У сотрудников появляются ожидания по отношению к компаниям-работодателям, которые уже не связанны исключительно с денежным вознаграждением. Что изменилось, и как к этим веяниям следует относиться сотрудникам и работодателям?
Природа ожиданий сотрудников по отношению к своим работодателям кроется в том, что называется системой ценностей человека. Русская культура никогда не ставила деньги превыше всего или деньги любой ценой. И когда «наш» человек в силу обстоятельств вынужден руководствоваться исключительно финансовым интересом, он испытывает негативные переживания.
Диапазон которых индивидуален и широк: от неловкости за богатство, до угрызений совести и даже отречения от заработанных денег.
Нам довелось познакомиться с одним ученым. В советские годы он занимался интересными исследованиями, был на передовой линии научных изысканий и при этом проявлял несвойственную для тех времен предприимчивость, выбивая для своей лаборатории оборудование и фонды. Все дивились его способностям договариваться и добиваться. Когда пришло время кооперативов, то само собой случилось, что он оставил науку и «пошел в бизнес». И ему повезло.
Повезло многократно.
Судите сами: он достиг материального благополучия, он не спился и не погряз, он, в конце концов, остался жив. И вот достигнув материального успеха, купив все, о чем когда-то мечтал, задумался: а прав ли был, что предал большую науку? Он оставил бизнес, долго искал себя и, в итоге, вернулся к оставленной много лет назад задаче, которая оказалась не по зубам его научным последователям.
Этим частным примером и этой статьей мы хотим поднять вопрос о необходимости учитывать свою глубинную сущность в выборе места работы. Мы поговорим о том, что можно каждое утро благодарить Небеса, за то, что они послали вам вашу работу, а можно сгореть на работе ни за грош.
Размер заработной платы, конечно важен, и нескольких лет работы достаточно, чтобы понять, что не все деньги одинаково хороши. Когда «дети просят каши», человек «забывает» свои высокие принципы и соглашается на любую работу, которая оплачивается в соответствии с его нуждами. Но стоит утолить «голод», глубинные ценности берут верх. И вот нам уже не безразлично, что и зачем мы делаем на работе, чем приходится жертвовать, приходится ли нам делать вещи, о которых в приличном обществе лучше не говорить…
Уже сказано — жизнь человеку дается один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно. Время жизни — высшая ценность человека. И как мы распоряжаемся своим временем жизни? У каждого из нас есть три способа:
-
Потеря. Мы теряем время, когда занимаемся делами, о которых через пару дней не можем вспомнить настолько они, эти дела, оказались ничтожными. Кто-то, как выясняется, потерял много времени, изучая физику в школе, а сейчас не в силах вспомнить, в каких единицах измеряется сила тока. Кто-то не помнит, названия компании, в которой работал с 1995 по 1997 год. Работать и забыть где. Работать и не получать зарплаты. Отдать свое время жизни, высшую ценность, и ничего не получить взамен — это и есть потеря времени.
-
Трата. Так обозначается любой обмен, когда вы отдаете время, и получаете что-то взамен. Обычная работа наемного сотрудника из этого и состоит: вы отдаете компании время и усилия взамен получаете зарплату. Это честный договор. Статус наемного рабочего не позволяет рассчитывать на возможность получения денег после того, как вы перестанете приходить на работу и отдавать ей свое время. Работая по найму, мы тратим свое время жизни. Тратим ресурс, который не будет восполнен. Отметьте этот момент, мы еще вернемся к вопросу цены нашего времени жизни, в чем измеряется и кем устанавливается. А пока, о третьем способе использования времени жизни.
-
Инвестиция. Вы посвятили свое время тому или иному вопросу, и не только получили результат, но и способны получать его в будущем, многократно. Например, каждый из нас научился читать, посвятил этому некоторое время. А что же результат? Мы можем читать каждый раз, когда нам это требуется. Мы знакомимся с другими людьми, строим свою социальную сеть, и пользуемся своими связями, когда для этого есть достаточный повод. Для предпринимателя работа — это инвестиция, вложив время и усилия в собственный бизнес, он может отойти от дел, и если бизнес выстроен правильно поток прибыли не прекратится. В возможности получать доход от бизнеса, даже отойдя от дел, предприниматель коренным образом отличается от сотрудника. Это различие важно понять. Предприниматель готов ко многим жертвам (эмоциональным, душевным, психологическим, материальным, каким угодно) потому, что для него его компания — инвестиция, которая будет кормить его и его детей, и детей его детей. Для сотрудника работа в компании трата невосполнимого ресурса.
Стратегия прошлого века состояла в том, что компания предоставляла сотруднику рабочее место и кое-какие гарантии. Владелец мог подставить любое распоряжение вместо многоточия во фразе: «Я тебе плачу, будь любезен»
Стратегия прошлого века состояла в том, что компания оценивала сотрудника и если считала его полезным для себя — принимала на работу. По умолчанию считалось, что сотрудник должен быть счастлив и радоваться, если выбрали его. Оценка сотрудником компании-работодателя не предполагалась. Избыточное предложение на рынке труда позволяло компаниям диктовать: «Не нравится — пиши заявление».
Нынешняя стратегия, или как сейчас модно говорить — тренд, иной: «Управление талантами». Компаниям не легко признать, что некоторые сотрудники принялись их оценивать и увольняться, если оценка неудовлетворительная. При скудном предложении на рынке труда, от подобных увольнений уже не просто отмахнуться, как от единичного несущественного случая. Сотрудников, в которых компания заинтересована, сотрудники которые дозрели до оценки компании, стали называть «талантами» и ими стали управлять, их стали удерживать.
«Таланты» — это сотрудники увидевшие несправедливость: взамен отданному работе времени желательно получать не только деньги, но и удовольствие от самого процесса. Работа должна нравиться — вот запрос талантливых сотрудников. О том, что работа должна обеспечить справедливый курс обмена времени жизни на денежные знаки в этом веке речь уже не идет, слава Богу.
Каждый может понять, нравится ли ему работа, но работодателям требуется подсказка. Что такое работа, доставляющая удовольствие? Это не имеет отношения к сфере бизнеса, доставлять удовольствие может и продажа нефти, и работа в службе поддержки интернет-провайдера. Общий признак для всех компаний, доставляющих удовольствие своим «талантливым» сотрудникам — они спонсируют их энергетикой, необходимой для выполнения служебных обязанностей.
Возможно, Вам впервые приходится смотреть на отношения между сотрудниками и компанией в плоскости энергетического обмена. Поэтому мы хотим сразу сделать важную оговорку. Речь пойдет о той энергии, которую знает каждый. Речь пойдет о том приливе энергии, которым сопровождается чтение любимой книги, встреча с кумиром, пребывание в особенно важном месте… Мы не прибегаем к терминологии экстрасенсорики, но и не мешаем делать этого любителям оной. Механизм этого энергетического воздействия просто и понятен, можно сказать, с рождения. Весь секрет энергетического взаимодействия между компанией и сотрудников кроется в трех простых словах — искрение человеческие эмоции.
Какие эмоции дарит вам ваша компания?
Обратите внимание, компания дарит эмоции, отдает бесплатно, спонсирует.
Энергия, полученная через эмоции, используется сотрудником для выполнения служебных обязанностей. Когда у сотрудника много сил и позитивной энергии он делает свою работу наилучшим образом. Много эмоций — много энергии.
Сполна получают и клиенты, и партнеры, и сотрудники и руководство. И еще остается.
Сотрудники полны сил, и после работы, приходя вечером домой, они делятся положительной энергетикой со своей семьей. Им не жалко, завтра они снова смогут зарядиться на работе, ведь завтра, к счастью, еще один рабочий день.
Компания, готовая спонсировать позитивной энергетикой своих сотрудников выстраивает искренние эмоциональные отношения. Это первый шаг.
Вода, сколь бы чисто ни была, на входе в распределительную систему нуждается в чистых трубах, чтобы на выходе ее можно было пить и наслаждаться. Коммуникации между компанией «ее владельцами и топ-менеджментом» и сотрудниками также должны быть чистыми и искренними.
Ключевой эмоцией, спонсирующей энергетику сотрудника, является чувство гордости за свою компанию. Гордость за продукцию, гордость за социальную позицию, гордость за высокие планы и масштаб деятельности. Искренняя гордость — ключевая эмоция. Ее могут усилить масса других эмоций, но она является стержневой. Нет гордости, остальные рассыпаются.
Если компания осталась в прошлом веке, то эмоции угадать не сложно, они результат ее принципов, а принципы мы вскользь упомянули: МММ (мелко, мутно, меркантильно)
Мелко — компанию интересует только то, что имеет отношение к ее деятельности и не выходит за узкие рамки офиса (каким бы большим тот ни был). Мелочные интересы, мелочные отношения, мелочные дрязги. Эмоции соответствующие.
Мутно — как принимаются решения не понятно, кто имеет власть и почему — непонятно, как выстроить карьеру — не понятно, сколько я заработаю в этом месяце — не понятно, сколько отчисляется в пенсионный фонд — тоже не понятно. Мутное ведение дел создает атмосферу непредсказуемости. Эмоции соответствующие.
Меркантильно — есть только одна правда и имя этой правде — деньги. Потому в компании, несмотря ни на что, продолжают работать люди, приносящие прибыль, даже если всем известно, то они воры и негодяи. Компания не смотрит в будущее, потому что деньги можно заработать только в настоящем, а будущее: что ж, может быть, его и нет вовсе: Эмоции соответствующие.
Компания, работающая по принцам МММ, не только не спонсирует своих сотрудников энергетикой, но и «вампирит», вынуждая их тратить свою собственную энергию, полученную из калорий утренней сосиски и чашки чая.
Легко понять вампирит ваша компания или нет. Для описания этого процесса введено более благопристойное слова — «выгорание». Оно «ставит все на свои места», будто так и должно быть, так и предполагалось: мы брали тебя на работу и знали, что за три года ты выгоришь весь. Извини.
Вам грозит выгорание, если:
-
Вы сокрушаетесь, что работа находится далеко от дома.
-
Вы в гневе от того, что на работу нужно надевать лучший костюм.
-
Вы в бешенстве, от идиотского бейджа, который портит ваш лучший костюм.
-
Вы «готовы убить» босса, за то, что он присвоил вашу идею по развитию бизнеса.
-
Вы чувствуете, что, выполняя свою работу, вам приходится переступать через себя, предавать свои принципы и жертвовать собственным именем.
-
Вас раздражают лживые лозунги, которые декларирует руководство, типа «сотрудники — наше главная ценность».
Выгорание не грозит тому, кто равнодушен ко всем перечисленным и не вошедшему в список признакам, тому, для кого работа (пока) измеряется лишь размером заработной платы.
Если у вас есть возможность — проявите свой талант, работайте в компании, которая разобралась со своими принципами и поняла, что сотрудников нужно снабжать энергией. Что сотрудники не должны черпать силы для выполнения своих обязанностей из завтраков и комплексных обедов. Что сотрудники должны стремиться на работу, потому что здесь они снова и бесплатно «подзарядят свою батарейку».
Константин Харский
По материалам «Harsky»