Как понять, что вас хотят уволить? Думаете, глупый вопрос? Не спешите с развешиванием ярлыков. Время не стоит на месте, знание ТК перестает быть прерогативой избранных и продвинутых. И для того, чтобы избавиться от строптивого подчиненного, начальник все чаще должен прибегать к уловкам и ухищрениям.
Ну да, оно конечно — до сих пор в большинстве компаний нашей многострадальной родины если кто захочет вас уволить, то он подойдет и без обиняков скажет: «Ты уволен». И до сих пор большинство служащих нашей многострадальной родины после этих слов безропотно пишут заявление на увольнение по собственному желанию, в мыслях даже благодаря босса за то, что тот дал им шанс сохранить в непорочности трудовую книжку. Если вы из таких, можете дальше не читать. Я пляшу от того, что вы все-таки знаете ТК (а ваш босс знает, что вы знаете ТК).
Итак, ваш начальник, ранее охотно приглашавший вас в курилку обсудить новости политики и мирового кинопроката, теперь делает вид, будто вас не замечает.
Заходя утром в офис, он подходит к каждому столику, случайно забыв приблизиться к вашему; если же при встрече в коридоре вы лезете к нему с протянутой рукой, он говорит, что сегодня вы уже встречались, и проходит мимо.
Как ни странно, в этом случае не все для вас потеряно. Да, вполне возможно, что ваш начальник и впрямь пытается таким образом «рулить» вашими эмоциями и сподвигнуть вас к добровольной смене места работы. Однако не менее вероятно (и это вовсе не редкость!), что он просто по-человечески на вас за что-то обиделся. Вместо того, чтобы в срочном порядке рассылать резюме, попробуйте поговорить с ним откровенно. В 50% случаев выяснится, что кто-то неправильно передал ему ваши слова в курилке или же он воспринял на свой счет какую-нибудь из ваших шуток. Если человек взрослый и успешный, это вовсе не говорит о том, что ему несвойственно детское отношение к чему бы то ни было — и уж в особенности к бизнес-детищу, которое он холил, лелеял и взращивал, когда вы еще под стол пешком ходили.
Более серьезны случаи, когда вас начинают игнорировать не в личном, а в профессиональном плане.
Шепот коллег за спиной — еще один признак того, что ваша судьба в компании может измениться.
Например, перестают приглашать на летучки и совещания, на которых вы доселе были завсегдатаем. Самый болезненный вариант — это когда вместо вас туда зовут кого-нибудь из коллег, ранее на таких мероприятиях не замеченного: таким образом вам не только дают понять, что зона вашей ответственности сузилась, но и обозначают вашу потенциальную замену.
Вас также могут: перестать привлекать к привычным для вас проектам; отстранить от проведения собеседований с потенциальными подчиненными; прекратить интересоваться вашим мнением при решении принципиальных для отдела / компании вопросов; не спрашивая вашего мнения, переложить часть ваших функций на кого-нибудь из коллег, мотивировав вашей же загруженностью; освободить вообще практически от всех обязанностей, по сути предоставив вам ежедневно 9 оплачиваемых часов для самовыражения на «Одноклассниках.ру».
При этом никто не говорит (ибо по ТК не имеет права) о снижении вашей зарплаты или даже понижении статуса, пусть даже фактически он уже давно не тот, что раньше. Цель всех вышеперечисленных манипуляций двояка: во-первых, сыграть на ваших амбициях, удовлетворить которые у вас все меньше шансов, а во-вторых, потихоньку распределить ваши функции между другими коллегами. Когда вы «дозреете» (а на самом деле «вас дозреют») до увольнения по собственному желанию, на процессах в компании это почти не скажется.
Однако и здесь бабушка надвое сказала. То есть вы вполне спокойно можете, конечно, посвятить высвободившееся время неспешному поиску новой работы — так, чтобы не абы куда, и чтобы не первой попавшейся, и чтобы обязательно с повышением зарплаты. Но можете и принять брошенный вам вызов. Все, что от вас требуется, — это проявлять инициативу.
Вас не позвали на планерку? Попросите кого-нибудь прислать вам follow-up и предложите что-нибудь лучше и интереснее. Вы имеете на то полное право — ваши функции прописаны в договоре или job-offer’е. Только предложения эти должны быть действительно конструктивными и сулящими компании выгоду — мысли из серии «мне это не нравится, потому что это неправильно» никого не вдохновят.
Пара-тройка идей к месту — и вы снова сможете доказать и вашу ценность для компании, и подвергнутое сомнению желание работать. А заодно и выяснить (уже потом), что причиной «нездоровых» настроений начальства была, возможно, именно что ваша безынициативность. Запомните: право на инициативу — последнее, чего вы лишаетесь на любой работе.
Еще один типичный вариант: вам дают понять, что гарантировать вам перспективы развития, обещанные при поступлении на работу, компания более не может.
Как правило, это выражается в долгих и нудных встречах один на один, когда решивший избавиться от вас начальник раз за разом затягивает одну и ту же мантру: ты очень талантлив, ты достоин большего, а у компании трудный период, и мы не можем, увы и ах, обещать тебе того, чего ты заслуживаешь, так как все-течет-все-меняется, и т. д. Иногда это сочетается с действиями, описанными выше пункте; в других случаях практикуется «без аккомпанемента».
При этом никто и никогда не признается, что этими бесконечными лебедиными песнями вам намекают на расторжение отношений. Спросите босса в лоб, не к тому ли он ведет. В 90 случаях из 100 он с возмущением спросит, как вы могли вообще об этом подумать, и объяснит, что волнует его исключительно проблема вашей самореализации и демотивации, якобы возникшей по вине форс-мажора.
Но не просите его в контексте этих самых обстоятельств что-либо предложить. Он скажет, что и сам в тупике, а посему выступить в роли генератора предложений придется вам. В результате вопрос зависнет в воздухе до следующего «разговора по душам» — и так до тех пор, пока вы не «предложите» ваше собственное увольнение.
В принципе при условии, что вы исправно выполняете свою работу, можно бесконечно долго убеждать его в том, что вас все устраивает и амбиций поубавилось — у вас ведь тоже все течет, не только у него. В ряде случаев дело заканчивается изменением ваших функций вплоть до горизонтальной ротации: поняв, что избавиться от вас без выплаты компенсации не получится, вам подыщут работу, которая будет у вас получаться лучше предыдущей. Другой вопрос — как вы сами будете себя чувствовать при этом. Прекрасно? Тогда вы — довольно редкая, дефицитная натура.
В самых «запущенных» случаях в компанию берут человека, должность которого именуется абстрактным словосочетанием «менеджер по…», а вот функции почему-то ваши.
Объяснить такое назначение вам могут как угодно: «компания развивается», «нужно заткнуть дыры», «один мозг хорошо, а два лучше» и т. д. На самом же деле речь здесь идет о совершенно однозначных вещах. Классика жанра — ситуация, показанная в фильме «Чего хотят женщины».
Одна голова хороша?
Увы, ваша судьба в компании практически решена. «Менеджер по…» уже получает зарплату, и пути назад у компании нет. Ваша задача — как можно быстрее начать поиск новой работы, пока ситуация более-менее комфортна и начальство не начало прибегать к уловкам, описанным во всех предыдущих пунктах.
Можно, конечно, попытаться конкурировать с «менеджером по…», как тот же Мэл Гибсон в упомянутом фильме. Но не факт, что это получится без помощи ванны, фена и счастливой случайности. К тому же, такая конкуренция слишком легко (и не всегда осмысленно) сводится к уровню пресловутых офисных интриг. Если все это вас не смущает — дерзайте.
Как бы то ни было, переориентации на законность и белой зарплаты процесс избавления компании от неугодного сотрудника затягивается и все больше походит на дуэль характеров типа той, что демонстрировали де Ниро и Аль Пачино в фильме «Схватка».
Тут все зависит от того, какие цели вы перед собой ставите. В большинстве случаев вполне логичен компромисс: вам мягко намекают, вы делаете вид, что намека не поняли, и не спеша находите новую работу, которая будет лучше старой. Именно так и поступают 70%, кстати. Однако нередки случаи, когда людям важнее сиюминутная выгода — как правило, выражающаяся в денежном эквиваленте компенсации, причитающейся им за увольнение по сокращению штатов (ибо уволить служащего по какой-либо иной причине бедным начальникам выходит «себе дороже»).
Уместен здесь и торг. Если речь идет о молодом ассистенте с небольшой зарплатой, начальству ничего не стоит выплатить законную тройную компенсацию. С топ-менеджерами же всегда сложнее. Если в контракте не оговорена сумма «золотого парашюта», считается удачным, если с топом договорились на двойную (вместо тройной) компенсацию.
По материалам E-perspektiva.ru