Существует миллион универсальных способов построить головокружительную карьеру. Но все они окажутся абсолютно бесполезными, если вы не поймете, чего хотите, и будет делать «детские» ошибки, которые обязательно аукнутся в будущем.
Бывает ли идеальная карьера? Конечно. Но, как все идеальное, в жизни она встречается редко. Если брать, скажем, карьеру управленца, то в его послужном списке будет значиться труднодоступный столичный вуз (экономическая или даже скорее техническая специальность), затем работа в международной корпорации, получение бизнес-степени на Западе (в школе из топ-10), обязательно отечественный опыт, также в крупной компании.
Этот путь будет сопровождаться планомерным «укрупнением» должностей вплоть до позиции генерального менеджера. В итоге — зарплата с вереницей нулей и мелькание в разномастных профессиональных рейтингах. Предел мечтаний каждого?
Считать, что успешная карьера определяется уровнем дохода или широтой известности, однобоко. Очень многое зависит от самоощущения. Карьерным идеалом может быть даже фриланс — работа без графика, без рабочего места и обязательств перед работодателем. Человек может чувствовать себя успешным и будучи занятым творчеством, где сами по себе карьерные успехи условны. Для других успешная карьера — это глубокое погружение в узкую специальность и постоянное совершенствование в ней, без навязчивой потребности «выбиться в начальники».
Однако на практике на выбор зачастую влияют модные тенденции или чужие мнения. Поэтому самому себе сначала нужно ответить на несколько вопросов. Хочу ли я вообще делать карьеру? Какую карьеру и для кого я хочу делать? Что для меня важно — рост ответственности, признание окружающих или сопутствующие атрибуты?
Успешность своей карьеры странно равнять по сторонним, пусть и «звездным» меркам. Она должна соответствовать поставленным ранее целям. Иначе, гоняясь за чужими идеалами и исполняя чьи-то мечты, вы рискуете потерять живой интерес к тому, что делаете. И никакой внешний успех не спасет от стрессов, непременного выгорания и яростного желания уехать куда-нибудь на Гоа или в Тибет в поисках ответа на вопрос: чего я все-таки хочу от этой жизни?
Заветы Ленина
Но не стоит сбрасывать со счетов и другой, более приземленный взгляд на проблему идеальной карьеры — взгляд работодателя. Как правило, он выискивает среди кандидатов человека с безупречным резюме, и здесь есть свои параметры из модельной серии 90–60–90. В целом у работодателя подход простой: риски компании будут тем ниже, чем логичнее и последовательнее выглядит предшествующий опыт соискателя. Причем нанимателя раздражает и излишне стремительная, и непозволительно медлительная карьера. Чем меньше скачков из индустрии в индустрию, чем динамичнее карьерное продвижение, тем привлекательнее, идеальнее кандидат выглядит в глазах работодателя.
Наличие престижного и профильного образования не стоит недооценивать. Конечно, человек может разочароваться в профессии во время обучения, но при прочих равных условиях наниматели предпочтут кандидата, закончившего профильный вуз. Известность учебного заведения также имеет значение — это показатель интеллектуальных возможностей человека и его способности преодолевать социальные фильтры.
В вопросе об образовании эксперты дружно сходятся во мнении: девиз Ленина «Учиться, учиться и еще раз учиться» жил, жив и будет жить. Учиться нужно много, сосредоточенно и лучше прагматично — по специальности, а не «чему-нибудь и как-нибудь». Лихие 1990-е годы, когда казалось логичным не тратить время на просиживание в аудиториях, а сразу врываться в жизнь (бизнес), прошли. Инвестиции в образование сейчас выглядят едва ли не самыми оправданными. Очевидно, что наибольшую роль «корочка» играет на первых карьерных этапах, когда у кандидата трудовой опыт минимален и работодателю часто не за что зацепиться, кроме как за диплом авторитетного вуза.
Во многих профессиях, будь то юриспруденция, медицина или финансы, без профильного диплома о высшем образовании не обойтись в принципе. Некоторые позиции в тех же юридических или финансовых службах крупных международных фирм требуют получения дополнительных сертификатов и степеней. Это трудно, долго, затратно, но необходимо.
Если со специализацией-мечтой не определились, упирайте на широту базового образования и бренд учебного заведения. «После школы структурно о карьере не задумывалась, хотя и было понятно, что в принципе она нужна. Поэтому институт выбирался по уровню образования, а не по его направленности, — рассказывает Елена Чернолецкая, инвестиционный консультант УК «Метрополь». — Такой подход себя оправдал: МГИМО, для поступления в который пришлось потрудиться, дал настолько серьезную подготовку во многих областях (экономика, история, юриспруденция, иностранные языки), что в дальнейшем это позволило легко осваивать различные и специфические профессиональные сферы, в частности методики работы на фондовом рынке. А вот выбор фактического направления карьеры осуществился практически случайно». Работать Елена начала на четвертом курсе в качестве помощника юриста в компании — интернет-брокере, но быстро поняла, что заниматься правом профессионально ей неинтересно. Зато совершенно незнакомый фондовый рынок студентку привлекал. Начав параллельно с прямыми обязанностями помогать аналитическому отделу, к моменту выпуска из института Елена получила знания и опыт, которые позволили ей выйти на рынок труда профессиональным аналитиком.
Советы для правильного карьериста
Основной вопрос в деле построения правильной карьеры — где и как ее, собственно, начинать? По словам кадровиков, этот вопрос задается им чаще других.
Совет № 1: следует стажироваться (или работать) во время учебы, причем по возможности в разных компаниях, а лучше в разных индустриях. Иначе как вы узнаете, что вам ближе?
Совет № 2: не гнаться за должностями, стараясь сразу после вуза прыгнуть в начальническое кресло. Дмитрий Богданов, директор департамента развития клиентских отношений УК «КапиталЪ», развил эту мысль довольно точно: «Чтобы стать хорошим генералом, нужно научиться быть хорошим солдатом, лейтенантом, капитаном… Главное — не застрять в прапорщиках». Нередко вчерашние выпускники оказываются перед выбором: скажем, стать руководителем направления в маленькой фирме и с хорошим окладом или ассистентом в крупной компании. Понятно, что начинать с нулевой позиции и зарплаты $500 менее приятно, и тогда выбирается первый вариант. Но надо отдавать себе отчет, что сиюминутная выгода может означать потерю больших перспектив. Масштабные организации, особенно международные, хороши тем, что у них отлажены процедуры обучения и профессионального развития молодых специалистов, там гарантированы стажировки за границей и разнообразные тренинги. Карьерный рост в таких компаниях особенно ценен, потому что там постоянно осуществляется тщательно продуманный, естественный отбор и построить случайную карьеру практически невозможно.
Приходя в небольшие компании, молодые специалисты имеют шанс довольно быстро достичь желаемой должности и желаемого уровня зарплаты, но они, как правило, менее востребованы в будущем, в частности в международных корпорациях. Компания, которая способна организовать обучение и регулярно развивать своих сотрудников, кажется более привлекательной. Но, с другой стороны, фирма, в которой вы все открываете и познаете самостоятельно или с незначительной помощью коллег, возможно, будет для вас более понятна и прозрачна. Главное — не ограничиться своими должностными обязанностями. И в будущем вы массу задач сможете решать эффективнее.
Завышенные должностные и зарплатные ожидания вообще вполне в духе времени: сказывается перегретый рынок, нехватка кадров, готовность многих работодателей переплачивать «молодым и перспективным». «Есть серьезные конторы, готовые выпускнику с однолетним опытом работы платить по $6 тыс. в месяц. За что, интересно? — удивляется знакомый хедхантер. — Но при этом не факт, что у этого выпускника через несколько лет все будет шоколадно. Он вряд ли поймет, что этих денег не стоит, что ему их надо догонять опытом. И очень удивится, когда через два года работодатели не захотят платить ему $9 тыс. Нужно реально себя оценивать. И вообще, не надо быть алчными». Чем не совет № 3?
Засиделся — уходи
Люди довольно инертные существа. Если тепло, стабильно и комфортно, они «залипают» в конторе, где, к примеру, платят приличные деньги, но карьерный рост светит лет через двести. Как понять, что это не вариант и заставить себя шевелиться?
Компанию нужно покидать, когда вы отчетливо осознаете, что, оставаясь на месте, теряете время и упускаете возможности. При этом переход в другую организацию с повышением в должности подобен обгону с выездом на полосу встречного движения. Это риск и для работодателя, и для вас. Так что не уверен — не обгоняй. В то же время надо помнить, что долгое сидение на одном месте — признак исчерпанности, при этом вы можете сколько угодно говорить о своей лояльности к компании и о том, как любите свою работу.
Если ощущение «что-то здесь не так» в вас поселилось, лучше не тянуть и хотя бы начать исследовать рынок предложений и походить по собеседованиям. После трех лет работы на одном месте поиском нового нужно заниматься в обязательном порядке. Не обращать внимания на внутреннее недовольство положением вещей и потерю мотивации чревато профессиональной деградацией, а потом, вероятно, и депрессией.
Еще один серьезный прокол — получив выгодное предложение, приходить к действующему работодателю с надеждой выбить из него больше денег. Совсем некрасиво после этого продолжить торговаться с потенциальным работодателем, заставляя его быть еще щедрее. Подобное поведение грозит полной потерей репутации.
На карьерном пути бывает совсем не лишним почаще сверяться с долгосрочными целями, чтобы не утонуть в повседневной текучке и не сбиться с генерального курса. Это в 1990-е годы карьеру делали интуитивно, сейчас — прагматично.
По материалам «Эксперт»