До недавнего времени в обществе активно культивировалась культура эффективности. Мы хвастались, что являемся трудоголиками, делали фоточки из лифтов наших бизнес-центров в 10–11 ночи, когда мы только выезжали домой. Предметом гордости были истории «как я весь отпуск (все выходные) провел за проектом», когда вместо того, чтобы наслаждаться морем, вы садились в ближайшее кафе с ноутбуком и работали, работали, работали…
Нас учили с утра планировать свой день, «есть слона по частям» и каждый вечер не уходить домой, пока не подвел итоги дня. Понятно, что в культуре эффективности прокрастинация считалась жуткой аномалией. Серфинг в интернете вместо того, чтобы браться за следующую работу, листание ленты в соцсетях осуждались как страшная аномалия.
Решение предлагалось — или выяснить, чем вызван страх перед работой и работать над этим отклонением, или наоборот, из серии «собери всю волю в кулак и заставь себя сделать следующее дело по списку». Появились мобильные приложения — помощники типа помодоро, трекеры привычек, блокировщики интернета или доступа к соцсетям свыше 15 минут в день и прочее.
Что чувствовали мы? С одной стороны — свою ущербность, потому что нас в тех же соцсетях окружали сплошные «успешные успехи», когда твои «френды» хвастались ежедневной работой по 12 часов и довольными фотографиями. Мы думаем, что это мы какие-то неорганизованные, недостаточно мотивированные, неэффективные сотрудники, которые так и не нашли себе такую работу, где можно каждый день по 12 часов работать и быть без остановки результативными. Как говорил Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни» — а значит, мы все еще не нашли свое призвание, работу по душе.
С другой стороны, это постоянное чувство вины и самоупреки на тему — «почему я не могу собрать волю в кулак и работать-работать-работать». А чувство вины — деструктивное чувство — оно точно не развивает, а наоборот, разрушает нас изнутри. Снижает нашу самооценку, веру в себя и развивает страхи, что по кругу влияет на нашу прокрастинацию.
Чем чаще всего заканчиваются такие истории? Особенно, если у нас все хорошо с самодисциплиной, мы в целом очень ответственные люди и силы воли тоже не занимать на самом-то деле? Вот именно те, кто сжал волю в кулак и галочку за галочкой ежедневно отмечает сделанные дела?
Мы выгораем. Когда ты дорабатываешься до такой степени, что даже на любимой когда-то работе «уже ничего не хочется», когда «заканчиваются эмоции и нечего сказать», когда ты теряешь смысл и не понимаешь — ради чего ты столько лет жизни угрохал? Я уж не говорю про физиологические признаки выгорания — постоянная усталость, желание спать, когда голова начинает хуже соображать — снижается концентрация внимания, медленнее принимаем решения, чаще ошибаемся…
Что мы начинаем в таком случае делать? Арсенал очень широкий — уходим в отпуск, меняем работу, начинаем ходить по врачам и обследоваться, ходим к психологам, бросаем все и уезжаем на Бали, ходим к карьерным консультантам с запросом «помогите найти свое призвание», «помогите перейти в другую сферу», находим новую работу и… так до следующего цикла.
Если говорить про эволюцию отношения общества к отдыху — то последние несколько лет появилось много книг, в которых ссылаются на исследования, подтверждающие гипотезу, что надо обязательно отдыхать (делать перерывы) для эффективной работы. Появилось научное обоснование — нам надо отдыхать, потому что только отдохнувший мозг хорошо работает.
Если мы раньше относились к себе как к железным роботам, которые должны постоянно, без отдыха работать-работать-работать (на вечных батарейках, а если ты сломался — значит, ты изначально дефектный), то теперь мы стали некими биороботами, когда робота надо регулярно отводить на спорт, на массаж, кормить правильными БАДами и витаминами — за роботом надо ухаживать, чтобы он не сломался раньше времени, смазывать шестеренки, чтобы не заржавел. И тогда этот робот будет дольше и эффективнее работать.
Понятно, что все еще связано с увеличением активного возраста, с тем, что мы стали дольше жить и нам хочется всегда оставаться молодыми и активными, а не обессиленными стариками. И уже регулярные занятия спортом, здоровый образ жизни, правильное питание стали предметом гордости.
Но как люди результата, мы, по сути, отдаем эти жертвы опять на алтарь эффективности — потому что тренировки 3–4 раза в неделю позволят мне не только хорошо себя чувствовать, быть более энергичным, но и создавать новые нейронные связи, благодаря которым я снова стану хорошо и быстро соображать (те, кто ощущал на себе кайф от того, что быстро соображаешь, понимают, как страшно терять с возрастом эту свою особенность), хорошо и много работать, достигать новых и новых результатов.
И опять наш график забит до предела, но там обязательные музеи-театры (ведь выросла роль soft skills и люди с более высоким эмоциональным интеллектом и более развитые интеллектуально успешнее делают высшую карьеру), тренировки, подготовка к марафонам и полумарафонам… И опять мы перегружены, но при этом очень красивая картинка жизни на странице в инстаграм.
Заканчивается это примерно тем же. Или это уход через какое-то время опять в трудоголизм (пару раз пропустил тренировку и опять сидишь до ночи в офисе) или «новое выгорание» — когда вроде и спишь по 8 часов, и сладкое не ешь, и спорт, и путешествия, а смысл жизни опять потерян в этой гонке за балансом и «новой эффективностью».
Как изменилось отношение общества к прокрастинации? Кардинально. Теперь ты не «тупишь в соцсетях», а «отдыхаешь, потому что мозгу нужно время переключиться с одной задачи на другую». Теперь ты не тратишь время впустую, когда никак не можешь приступить к очередной задаче, а «обязательно надо отдохнуть, делать перерывы, помнить о себе». Поэтому уже даже рекомендуют — пойти погулять посреди рабочего дня, подышать воздухом, заняться интернет-шопингом (если ты от него отдыхаешь) и потом уже с отдохнувшим мозгом (все же для мозга нашего, именно для него) супер эффективно возьмешься за новое дело и победно его сделаешь.
Куда все это дальше сдвинется? Что будет считаться в обществе правильным? Что такое настоящая прокрастинация и надо ли с ней что-то делать — давайте поговорим об этом на нашей презентации очного курса.
Наша жизнь с каждым годом ускоряется, мы поглощаем все больше информации, работа проникает во все наши сферы жизни (ты и в отпуске на другом конце мира можешь держать руку на пульсе и работать), для работы совершенно не обязательно находиться в офисе. Если делить «вот это работа, а вот это — жизнь», если рисовать коучинговое колесо и специально записывать себе в задачи «завести себе хобби», потому что страдает секция «отдых», а работа заняла все 10 баллов, если гнаться за балансом, высчитывая затраченное время на разные сферы и загнать себя этим бегом — то…. можно опять сгореть. Красивым, молодым и спортивным.
Кризис наступает, когда мы искусственно пытаемся строить не свою жизнь, строить именно по чужим канонам то, как это считается правильным в данный момент в обществе. Так сказать, давление нашего «коллективного бессознательного». Жизнь становится по-настоящему гармоничной (гармония, а не баланс — главное слово), когда ты живешь своей жизнью и делаешь то, что хочется тебе. К сожалению, за долгие годы не своей жизни мы умудряемся не слышать себя.
Хочешь много работать — работай, если это делает тебя счастливым и наполненным. Хочешь заниматься 7 дней в неделю спортом — занимайся. Главное, чтобы это были ТВОИ желания. И тогда не будет ни выгорания, ни усталости, ни прокрастинации. Потому что эта деятельность будет НАПОЛНЯТЬ тебя, а не опустошать. И давать смысл нашему существованию на этой планете.
Айгюн Курбанова