Вы на совесть трудились, имеете полное право искать место, где теплее и светлее, предупреждаете об уходе заранее — то есть все «законно». Но почему-то перед объявлением новости руководителю прорезается неприятное чувство в районе солнечного сплетения: смесь страха, вины и неуверенности.
Есть все шансы сделать разговор плодотворным и нетравматичным для обеих сторон.
Минус один в команде — часть рабочей повседневности
С той или иной регулярностью люди уходят. В одних подразделениях чаще, в других — реже, но так происходит везде и всегда. Так что не драматизируйте.
Предстоящий разговор — это часть рабочего процесса.
К тому же руководитель часто бывает к ситуации готов. Внезапно взятый отпуск, просьбы отпустить с работы на полдня, некоторое охлаждение к рабочим задачам — во многих случаях подготовительный этап не скрыть, и начальник, как правило, хотя бы часть симптомов замечает.
Важна готовность
Прикиньте, как вы разговор начнете, на какой ноте завершите. В противном случае придется играть в гляделки в первые 30 секунд, а потом вы выпалите главную идею, и в комнате повиснет неловкое молчание, или инициативу целиком и полностью перехватит начальник.
Вот ориентировочная структура «презентации наоборот»:
1. Вступление, оно же — основная идея. А чего тянуть? Все равно сказать придется
«Мне искренне жаль, и эта новость меня самого не радует, но мной принято решение уйти из компании».
2. Снятие напряженности
«Я делаю это не потому, что для меня не созданы благоприятные условия. С первых недель работы в Вашем подразделении я чувствовал себя нормально/ комфортно/ душевно/ ваш вариант. Но жизнь не стоит на месте. Мне нелегко далось это решение. Но я уверен(-а), что мое место займет другой квалифицированный специалист, и на итогах работы отдела мой шаг не отразится негативно».
3. Ремарка о качественной передаче дел
«У меня есть достаточно времени, чтобы передать дела одному из коллег. Я хочу полностью убедиться, что после моего ухода проблем не возникнет. Я передам документы, подготовлю инструкции, отвечу на вопросы коллег. Помогу новому сотруднику войти в курс дела».
4. Пояснение причин — тонкий момент
Скорее всего, шеф поинтересуется, куда вы навострили лыжи. Подумайте заранее, готовы вы ответить прямо или нет. Если нет — сформулируйте обобщенный ответ. Например:
«Я буду работать в небольшой компании по сбыту бытовой техники. Они недавно вышли на рынок, сейчас трудно дать им отчетливую характеристику. У меня есть возможность попробовать себя в новой роли, получить полезный опыт. Надеюсь, все получится».
Нормально — сказать, что вы уходите в никуда. При этом разумнее все-таки обрисовать перспективу, чтобы у руководителя не сложилось впечатления, что вы просто устали, сдались, или ваше решение — прихоть.
«У меня есть на примете несколько проектов, но в ближайших планах — отдохнуть пару-тройку недель, восстановить силы».
Стоит ли говорить правду при увольнении?
Вы расходуете запасы дипломатичности на полную катушку, рассказывая, что «хотите попробовать себя в новом качестве», а на самом деле вам здесь было плохо. И вам, честно говоря, непонятно, почему руководитель не видит очевидного.
Почему не видит — пусть это, как говорят, останется на его совести. Важнее другое: определиться, скажете ли вы, что думаете на самом деле.
У нас есть три аргумента в пользу дипломатии, а не суровой правды, сказанной в глаза:
- Если вас давно все не устраивает, почему это выясняется только при увольнении? За счастье под солнцем стоило побороться; и уйти, если не получилось. Не поборолись? Это выглядит как слабость.
- Подумайте о цели высказывания правды. Часто поводом служат эмоции. «Меня обидели, теперь я вас расстрою». Не самый благородный мотив. Более достойная цель — сообщить руководителю о недостатках системы, чтобы ее сделали более эффективной, но, опять же — почему не сказать об этом раньше?
- Учтите, что «качество» увольнения влияет на вашу репутацию и, как следствие — на то, как сложится карьера в дальнейшем.
Елена Набатчикова