Внутренние законы компании — вещь священная и неприкосновенная. Хотя, когда дело касается подарков, которые преподносятся благодарными (или заискивающими) клиентами, устоять сложно!
В одной крупной российской алкогольной компании внезапно выпустили устав. Сотрудники, мягко говоря, были обескуражены.
— У нас довольно либеральные отношения — нет ни дресс-кода, ни жесткой субординации. И тут вдруг — такое! — Рассказывает сотрудница компании Мария. — Сначала мы все всполошились, думая, что же нас теперь ждет. Затаились. Но чем дальше, тем понятнее, что документ у нас будет работать не во всех случаях. Сами посудите: на многочисленных страницах рассказывается, что сотрудники должны уважать друг друга, не проявлять расизма, не проявлять всех возможных видов расизма и так далее. К этому мы готовы и без лишних учебников. Еще компания должна продавать продукцию по неким «справедливым» ценам. По каким-таким «справедливым» — непонятно. Понятно, что документ тупо переведен на русский язык. Но смысл в некоторых пунктах утерян навсегда.
Отказаться нельзя принять
В течение 15 страниц талмуд разъясняет, что отныне сотрудники не имеют права принимать от клиентов подарки дороже 250 долларов (о рублях ни слова). Слова «запрещено» в книге не использовано — его заменяет почти синоним: слово «рекомендуется».
— Черным по белому написано: если вам преподносят презент дороже указанной суммы, вам рекомендуется отказаться от него любым возможным способом. Если же возврат подарка обидит дарителя или приведет к нарушению сотрудничества компаний, презент следует принять, но потом отнести руководству, которое, в свою очередь, подарок продаст, а деньги пустит на благотворительность. При этом в нашем «учебнике» есть такая фраза: «сохраните чек». Сами понимаете, в России подарков с чеками не преподносят, так что это тупо списанный с зарубежного аналога материал.
Предполагается, что дорогой подарок может спровоцировать какие-то обязывающие отношения. В общем, сулят предвзятостью.
Пока в этой алкогольной компании над новыми правилами только посмеиваются:
— Не представляю, что там может быть дороже 250 долларов. Ну, что такого могут подарить менеджерам среднего звена? Сами подарки делаем нашей же продукцией — бутылками. С этим у нас вопрос легко решается.
На вопрос, собирается ли лично Маша следовать «рекомендациям» из свода правил, девушка ответила туманно, но понятно:
— Мне кажется, нужно понимать, чем отличается русский менталитет от иностранного — ведь изначально документ был рассчитан именно на зарубежного пользователя! Иностранцы, подписав документ, выполняют свои обязательства на 100%. Наши, получив подарок, вряд ли кому побегут отчитываться. Пока мы всем отделом посмеялись над этим — начальство, кстати, тоже участвовало в забаве. А так — подождем праздников и посмотрим, понесут ли нам дорогие подарки с ценниками и чеками.
Обида дороже
В Unilever такая практика давным-давно стала нормой жизни. Если клиент приносит нечто, тянущее более чем на три тысячи рублей (в два с половиной раза меньше, чем у предыдущих ораторов, и это, кстати, соответствует законам РФ, о которых мы напомним чуть позже), сотрудник компании обязан отказаться. Кроме того, после прецедента необходимо доложить о происшествии в отдел кадров.
— Приносят, — признался один из сотрудников компании. — Я в некотором роде руководитель, так что подарить мне шоколадку несолидно — это понимаю и я, и дарители. Решаем по-разному. Иногда пытаюсь отказаться, иногда, чтобы не обидеть, принимаю. Обида выйдет дороже соблюдения кодекса. А о предвзятости, которой обычно пугают тех, что принимает дорогие подарки, даже думать не приходится. Когда речь идет о поставках на миллионы, даже небольшая дополнительная скидка выйдет все равно дороже, чем какие-нибудь духи-одеколоны. Так что бизнес в первую очередь.
Буква закона
Взятки в России — больной вопрос. А подарки в бизнесе, согласитесь, в большинстве случаев — все-таки именно взятка. В некоторых сферах нашего общества подарки запрещены законодательно. Вспомните, как мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение, согласно которому полученные чиновниками на официальных мероприятиях и в командировках подарки стоимостью выше 3 тыс. рублей являются собственностью Москвы.
При получении подарка должностные лица должны уведомить об этом управление делами мэра и правительства Москвы, после чего сдать туда подарок. Специальная комиссия оценит его стоимость, если нет документа, определяющего цену. Если она не превышает 3 тыс. рублей, подарок возвращается получившему его чиновнику. Если подарок дороже этой суммы, его надо сдать, но потом можно выкупить в соответствии с законом.
Еще в 2008 году президент Дмитрием Медведевым установил предел стоимости подарка в 3 тыс. рублей. Работу нового антикоррупционного законодательства первым опробовал Владимир Жириновский, сдав подаренную ему ручку стоимостью 80 тыс. рублей и потребовав соответствующую справку.