У меня в подчинении сотрудница, которая не очень хорошо справляется со своими обязанностями. Я знаю, что у нее серьезные проблемы в семье, и никак не могу решить, увольнять ее или нет.
Лену я взяла на место сотрудницы, ушедшей в декрет. Та должна была вернуться на работу через несколько месяцев. Поэтому мне срочно понадобилась девушка, которая бы взяла на себя обязанности декретницы, пока та не выйдет из короткого отпуска. Времени было в обрез, потому что подчиненная сообщила мне о радостной новости чуть ли не накануне родов, дело шло к концу года, я сдавала кучу отчетов, а кандидатов на место почти не было (кто согласится на заведомо бесперспективную должность?). Так что я была несказанно рада, когда нашла Лену. Судя по резюме, у нее был неплохой опыт работы, правда, ни на одном месте она не задерживалась подолгу. Я не обратила на это внимания, тем более что помощница мне требовалась всего на несколько месяцев.
Я вводила Лену в курс дела самостоятельно, рассказывала, что и как, оберегала от критики и вообще постаралась сделать все, чтобы она освоилась. Работа у нас командная: сначала я обсуждаю текущие вопросы с руководством, затем передаю услышанное подчиненным, потом распределяю обязанности. К тому же каждый человек у меня многофункционален и должен быть готов заменить другого.
Я не стала сразу вешать на Лену какие-то суперпроекты. Сначала давала чисто рутинную работу в помощь остальным сотрудницам (обзвон клиентов, рассылка писем и т. д.), а уже после начала расширять круг обязанностей. Тут меня ждал неприятный сюрприз. Например, первый же пресс-релиз мне пришлось переписывать. Я объяснила Лене, что и как, но и второй текст оказался чудовищным. Третий получился еще ничего, и к десятому разу я наконец-то получила что-то приличное.
Подобное касалось не только текстов. Лена ужасно медленно училась. На вхождение в курс дела ей потребовалось больше четырех месяцев. За это время мне хватило понять, что она не дотягивает до уровня своей должности. Она не может работать и ориентироваться в ситуации так быстро, как следовало бы, к тому же ей не хватает элементарных знаний для того, чтобы придумать и прописать концепцию проекта. Я не говорю, что Лена плохой работник в принципе. Я вижу, как она старается и даже берет работу на выходные, если не успевает покончить с делами в офисе. Но для серьезной компании, какой является наша, ей нужно дорасти.
Тем временем моя декретница раздумала возвращаться. Она нашла себе место в другой фирме, куда ее позвала родственница. Должность освободилась. Лену оставлять на данной позиции было бессмысленно: да, старается, но не более того. Хотя и расставаться с ней было тоже сложно. За это время мы все ужасно к ней привыкли. Она потрясающий человек. Помню, как-то одна из моих девушек попала в больницу, так Лена, узнав об этом, немедленно поехала ее навестить (а был выходной) и привезла ей гору фруктов и цветов.
Совершенно случайно я узнала о проблемах в Лениной семье. Сама она ничего не рассказывала и подробности сообщила только одной сослуживице. Та решила поставить меня в известность, чем обрекла на муки совести. Недавно у Лены умер отец, мама на пенсии. Теперь она одна вынуждена кормить семью (младшая сестра еще не окончила школу). Я не знаю, что делать. С одной стороны, я не могу оставить Лену у себя. Не могу же я придумать ей специальную должность. С другой стороны, я боюсь, что она не найдет работу.
Валентина, Москва
Как поступить
Здесь может быть два выхода. Во-первых, перемещение Елены на вакантную должность в рамках данного или иного подразделения компании. Второй выход, как ни печально, — расставание. Сделать это нужно максимально корректно. Можно подписать с Еленой соглашение сторон, где будут оговорены сроки увольнения, — это даст ей возможность начать поиск новой работы. В связи со сложной личной ситуацией можно предусмотреть выплату компенсации. Некоторые компании предоставляют увольняемым сотрудникам услугу аутплейсмента. Для этого с одним из рекрутинговых агентств договариваются о возможности трудоустройства бывшего работника.
Борис Резапов
По материалам «Труд»