Вы замечаете, что один из сотрудников резко сдает позиции. Все чаще он допускает в работе ошибки и не укладывается в отведенные для выполнения задачи сроки. «Труд» предлагает линейным руководителям поработать карьерными докторами, чтобы установить причину «болезни» и самостоятельно прописать лечение.
Чтобы вылечить «больного» подчиненного, который вдруг потерял свои профессиональные навыки и привычную работоспособность, присмотритесь к симптомам. Затем оцените среду, постарайтесь определить, насколько она располагает к развитию «недуга». После этого можно будет приступить к лечению.
Нервное зарплатное расстройство
Внезапная неспособность выполнять свою работу может быть связана с эмоциональным потрясением. К примеру, ваш подчиненный узнал, что новый сотрудник, пришедший пару месяцев назад, получает в полтора раза больше, чем он. «И это при том, — думает сотрудник, — что он новичок, ему все помогают, спрос с него меньше». Тогда у человека возникает ощущение, что все его усилия напрасны: работаешь как все, а зарабатываешь меньше.
Среди симптомов заболевания — угрюмый вид, раздражительность. Ваши задания и поручения работник воспринимает в штыки, иногда даже с ярко выраженной агрессией.
Лечить нервное зарплатное расстройство следует аккуратно. Во-первых, подумайте, действительно ли труд ваших подчиненных оплачивается справедливо. Сможете ли вы, открыв ведомость зарплат, объяснить любому в коллективе, откуда взялась та или иная цифра? Если да, то смело приступайте к лечебным процедурам. В беседе с недовольным сотрудником спокойно изложите свое видение этого щекотливого вопроса. Покажите, что, сколько и как выполняет коллега, которому платят больше. Будьте аккуратны, чтобы это не выглядело как упрек в адрес собеседника: ваша цель — не показать его несостоятельность, а объяснить, что нужно делать, чтобы зарабатывать больше.
Хроническое «переедание»
Сотрудник достиг так называемого порога «сытости». Долгое время ежемесячно он получает определенную сумму, которая позволяет ему не только удовлетворять жизненные потребности, но и откладывать что-то на черный день или, к примеру, платить по кредиту за машину. Его мозг засыпает: рабочие задачи понятны, стабильны и не меняются. Заболевший не чувствует стимула, чтобы развиваться дальше, а поэтому качество выполнения повседневных обязанностей ухудшается.
Среди симптомов выделяются апатия, вялость, неспособность выдвигать новые идеи и решения. Встречаются случаи, когда сотрудник придумывает себе бессмысленные занятия, только чтобы лишний раз не напрягаться и не работать по-настоящему. Например, может полдня потратить на составление и оформление красивой таблицы в программе Excel, выбирая для нее подходящую по цвету и дизайну рамку.
Не стоит прибегать к радикальным методам избавления подчиненного от недуга и сразу же урезать его зарплату наполовину. Попробуйте сделать иначе: увеличьте ему премию. А через два месяца, когда сотрудник уже привыкнет к дополнительным деньгам и найдет им применение, обозначьте жесткие условия сохранения этого заработка. Например, введите новые обязанности и повысьте требования к качеству выполнения прежних.
Острая нехватка информации
Этот вид «болезни» особенно хорошо развивается в условиях кризиса и экономической нестабильности. Ни один нормальный человек не сможет работать в полную силу, когда не видит перспектив и опасается, что компания катится неизвестно куда. Не зная, понадобятся ли результаты твоих трудов завтра, невозможно трудиться сегодня.
Те, кто испытывает острую нехватку информации, как правило, отличаются подавленным, запуганным видом, часто очень раздражительны. Это благодатная почва для развития «паразитов»: когда информации не хватает, появляется множество слухов, иногда более мрачных, чем действительное состояние дел компании.
Методы лечения в этом случае крайне просты. Самое главное — не упустить болезнь на раннем этапе и проводить процедуры интенсивно. Предварительно поговорив с вышестоящим руководством, проведите в своем отделе небольшое совещание, на котором расскажите о планах, прогнозах дальнейшего развития компании и ответьте на вопросы, волнующие коллектив. Если в ближайшее время после этого симптомы не исчезнут, с каждым из обеспокоенных сотрудников нужно будет поговорить по отдельности. Наверняка кого-то тревожат вопросы, которые на общем обсуждении задавать не хочется. Отвечайте на них честно: даже плохие новости лучше, чем ощущение информационного вакуума. По крайней мере подчиненный будет знать, к чему готовиться.
Маниакальная запуганность, зажатость, подавленность
Излишне тоталитарный руководитель сам является причиной того, что его сотрудники становятся вялыми, безынициативными, невнимательными и равнодушными к работе. Подчиненные теряют самостоятельность, потому что не принимают никаких решений и, по сути, не несут никакой ответственности. Это ослабляет, а то и вообще уничтожает интерес к работе. Тогда вы наблюдаете коллектив, пребывающий в состоянии молчаливого согласия со всем происходящим, независимо от того, как на самом деле к этому относятся сотрудники.
Чтобы вывести сотрудников — иногда «болезнь» приобретает масштаб эпидемии — из состояния застоя, их нужно взбодрить. Поощряйте сопротивление и попытки спорить с вами. Конечно, все это должно быть в рамках приличия, потому что скандалы и крики приведут к другому виду расстройства. Ваша цель — заставить работника чувствовать, что он вовлечен в общий процесс и что от него многое зависит. Пусть с вами не соглашаются — будьте открыты для разговора, но требуйте аргументов. Пусть вам выражают протест — просите подчиненного предложить собственное решение. Это подтолкнет к активности и будет стимулировать работу мозга.
Елена Евсеева
По материалам «Труд»