Кризис ужесточил борьбу за место под солнцем. Зависть, клевета, сплетни, нездоровые амбиции и бойкот атакуют мир «белых воротничков». Офисный террор (моббинг) стал популярным способом расправы с неугодными коллегами.
Жертва офисных каннибалов
Сергей пришел в компанию на должность менеджера по продажам из фирмы, в которой занимал аналогичную должность. На предыдущей работе он был «звездой продаж», и поэтому руководитель, приведя новичка в коллектив и представив его новым коллегам, сказал: «Теперь вам будет у кого поучиться». Эта фраза навсегда перечеркнула будущее профи в этой компании. С этого дня работа превратилась для «звезды» в корпоративный ад. Сотрудники полностью игнорировали коллегу, не делились информацией и не сообщали о распоряжениях руководства. Более того, до начальства начали доходить слухи о том, что новенький ведет себя вызывающе, саботирует некоторые общие для коллектива указания, давая понять, что он на привилегированном положении, что также подпортило репутацию Сергея в глазах руководства. Такая ситуация через некоторое время стала раздражать руководителей, которые только по прошествии времени начали понимать, что коллектив решил просто «утопить» новенького, объявив ему «холодную войну». Но было уже поздно. Конфликт между «звездным» новичком и остальными сотрудниками оказался настолько глубоким, что легче было избавиться от его причины, чем лечить эту офисную язву. История закончилась тем, что через два месяца Сергей подал заявление об увольнении.
Долой бесхребетных боссов
История, произошедшая с Сергеем, лишь подтверждает статистику, согласно которой случаи моббинга чаще встречаются в компании, руководителем которой является мягкий, демократичный человек. И проявления офисного «людоедства» становятся лакмусовой бумажкой не только для коллектива, но и для начальника. Не умеющий наладить отношения в команде и жестко пресечь проявления эмоционального террора начальник незаслуженно занимает свое место. Соответственно, в такой компании нет четкого распределения обязанностей и четкого планирования, неправильная организация труда, текучесть кадров, слабая мотивация сотрудников, а конфликт интересов коллег или подразделений переходит из деловой сферы в межличностную. Но в первую очередь страдает психика человека, на которого направлен моббинг. Ему очень неуютно в таком коллективе, идти каждое утро на работу становится каторгой. Появляются психические расстройства и частые заболевания.
«Авторитетное» решение проблемы
Конечно, для очистки совести руководству стоит попробовать помирить «жертву» с «преследователями», если они до сих пор не попытались этого сделать. Однако если моббинг «поселился» в коридорах компании, то значит, конфликт набрал обороты, и погасить его мягкими методами вряд ли удастся. Начальству следует позаботиться о «тяжелой артиллерии», чтобы вырвать столь позорное явление с корнем. Для начала необходимо определить лидеров моббинга, сравнить потребность бизнеса в компетенциях нового человека и неформальных лидеров команды, а затем решать вопрос радикально — оставить самых нужных для данного бизнеса. Хотя, чтобы обойтись малой кровью, можно развести преследователей и их жертву на параллельные, непересекающиеся бизнес-процессы без передачи ответственности «из рук в руки».
Спаси себя сам
Пока руководство ищет способы пресечь попытки коллектива «съесть» своего коллегу, последнему тоже не пристало сидеть сложа руки. А уж тем более бедняга не должен бездействовать, если усилий по его спасению начальство не прилагает по причине своей неосведомленности о конфликте. В таком случае следует поставить «верхи» в известность. Хотя лучше было бы конфликт решить без вмешательства «сверху». В первую очередь жертве нужно самой выяснить причину такого отношения к себе и определить зачинщика травли. Одна из самых вероятных причин моббинга — зависть. Наверняка в коллективе есть человек, который привык быть неформальным лидером и который имеет завышенную самооценку. Боязнь потерять лидирующие позиции зачинщика моббинга пугают больше всего. Причем виды лидерства могут быть очень разными. Это и близость к руководству, и умение вести переговоры с трудными клиентами, и умение одеваться лучше других, наличие машины дорогой марки и многое другое.
Сотруднику важно проанализировать групповые процессы в организации и определить, по какой линии прошла поляризация: кто находится на противоположном полюсе, какие интересы у него и группы являются противоположными, рассмотреть общность/различие интересов, подумать, кто может быть на его стороне. Если его цели и ценности не совпадают с реальными (а не декларируемыми) целями и ценностями окружения, у него мало рычагов отстаивания своей позиции, лучше найти своим силам более достойное применение. Если же покидать компанию «жертва» в ближайшее время не намерена, а все попытки разрешить конфликт провалились (что бывает крайне редко), то остается еще один верный дедовский способ — перестать обращать внимание. Если вам близко образное восприятие, то попробуйте каждый раз, когда вы нервно реагируете на нападки, представлять, что в этот момент кормите большого жирного таракана и он становится еще больше и жирнее благодаря вам. Когда же удается остаться внутренне невозмутимым, представляйте, как таракан страдает от голода, становясь все меньше и худее.
Убийственный диктат
Руководитель логистического подразделения производственной компании строила свою команду по принципу личной преданности. Когда у нее появилась вакансия заместителя, ей, прежде всего, было важно получить послушного сотрудника. Поскольку вакансии в ее департаменте появлялись быстрее, чем профессионально росли сотрудники, ей пришлось принять на работу человека извне. Человеком этим оказалась Катерина, которая в компанию попала что называется «по-знакомству». Она оказалась дочерью приятеля одного из топ-менеджеров компании. Это была одна из причин, по которой начальница невзлюбила навязанную «сверху» ассистентку. Для того чтобы подчинить Катерину, руководитель, например, ставила задачу и не разрешала подчиненным предоставлять нужную информацию, ссылаясь на «секретность». Когда же Кате давали информацию, то руководитель объясняла это необходимостью обучения и контроля Катерины как новичка со стороны ее же подчиненных. Она пресекала попытки Кати познакомиться с коллективом, при каждом контакте с сотрудниками напоминая о том, что та зря тратит рабочее время. Не удивительно, что через три недели Катерина положила на стол начальницы заявление «по собственному».
Беги без оглядки
У такого «вертикального» моббинга могут быть две причины. Во-первых, начальник ничем не отличается от простых смертных и тоже имеет право на человеческие слабости в виде зависти, раздражительности, желания самоутвердиться и «несовместимости» характеров (своего и подчиненного). Вторая причина — банальное желание «выжить» «жертву» с работы из-за опасения, что «жертва» может руководителя «подсидеть». Причем, если в случае «горизонтального» моббинга, этот способ «выживания» из коллектива вполне понятен, то «вертикальный» моббинг говорит о трусости, нерешительности и двуличности начальства, которое использует грязные методы и отказывается идти на объяснения.
Однако существует вещь пострашнее «вертикального» моббинга. С недавних пор корпоративный лексикон пополнился очень интересным понятием — сендвич-моббинг. Это то же самое, что и обычный моббинг, но в случае «сендвича» преследователями оказываются как коллеги, так и руководство. То есть травля осуществляется как вертикально, так и горизонтально. Бедная жертва оказывается в ситуации сосиски, зажатой между двумя половинками булочки, и действительно напоминает сендвич.
Единственный правильный выход из такой ситуации в 99% — бежать без оглядки. Ведь когда инициатором офисной «травли» выступает начальник, ждать помощи неоткуда. Конечно, можно потерпеть некоторое время в целях закалки характера. Главное не переусердствовать. В таком случае долготерпение неизбежно приводит к внутренним проблемам: нарушениям самооценки, депрессии, соматическим расстройствам. Конечно, можно вызвать руководителя на откровенный разговор и попытаться решить проблему. Но, решившись на такой шаг, помните — даже если начальник признает свою неправоту, вы отныне будете в «черном списке», так как уличили его в грязной игре. А такое не прощают.
Сам себе моббер
Ольга, менеджер юридической фирмы, пришла на консультацию к психологу с проблемой частых головных болей, депрессией и упадком сил. В ходе разговора со специалистом выяснилось, что причиной такого дурного самочувствия оказалась… любимая работа, на которую Ольга уже год ходит как на каторгу. А если быть точнее, то причиной была ее непосредственная начальница Рита. По словам Ольги, начальница не упускает случая подколоть свою подчиненную, делает ей постоянные замечания. Рите не нравится, как Ольга одевается, как ведет себя, как общается с клиентами и разговаривает по телефону и т. д. Ольга жаловалась, что чувствует внутреннее напряжение и постоянно готова к нападкам со стороны начальницы. На просьбу описать какую-то конкретную ситуацию оказалось, что даже вопрос начальницы: «Ольга, ты отправила заказ поставщикам?» — она воспринимает болезненно. «Вы бы слышали тон, которым она это произносит!» — жаловалась девушка. Интересно, что похожие ситуации возникали и на предыдущем месте работы Ольги, где у нее тоже были конфликты с руководством.
Меняй себя
Ольга приняла решение встретиться с психологом. В процессе работы с ним выяснилось, что в семье Ольги всегда кого-то осуждали, считали, что проблемы приносят другие люди. Она не умела быть хозяйкой ситуации, жизнь ее зависела от мнения окружающих и от того, насколько ее похвалят. Ольга видела себя только глазами других людей. И причиной рабочего конфликта была она сама. На занятиях с психологом ей пришлось заставить себя пересмотреть свое отношение к окружающим. Она училась с благодарностью относиться к Рите. Ведь начальница подтолкнула Ольгу к осознанию того, что нужно менять что-то в своей жизни. Рита вытолкнула ее из обычного круга жертвы и заставила пройти тренинги по повышению самооценки и чувства ответственности за свои действия и ситуации, в которые она попадает. После искреннего прощения всех обид Рите, близким и мужу у Ольги исчезли головные боли и депрессия.
Прекрати самоуничтожение
Ситуация Ольги не редка. Зачастую люди склонны сваливать ответственность за свои промахи на других. И жертве моббинга, прежде чем кричать: «Помогите, мобят!», следует честно самой себе ответить, как часто она играет роль жертвы и какие комплексы за этим стоят. Если похожие ситуации случаются часто, и вы переходите с одной фирмы на другую — это уже проблемы психологии. Решать их нужно только вам вместе с психологом. Ответственность за пребывание в коллективе такого «проблемного» субъекта в любом случае ложится на плечи руководства. Ведь если была допущена ошибка на уровне рекрутинга, и принят сотрудник, психологически несовместимый с командой, вопрос необходимо решить еще в течение испытательного срока. Хотя если взят человек с необходимыми уникальными компетенциями, но психологически несовместимый с коллективом, задача руководителя — раскрыть его потенциал, найти точки совместимости с командой и организовать сотрудничество.
Анна Кокоба
По материалам «ИнвестГазета»