Каждую фирму характеризует определенный уклад. Иногда правила не писаны, иногда корпоративный кодекс представляет собой официальный документ, на котором приходится ставить свой автограф при трудоустройстве. В чьем «монастыре» устав лучше — попробуем выяснить с помощью эксперта Майкла Эммотта.
Прямота Success Factors
В фирме Success Factors (Великобритания), занимающейся программным обеспечением в области управления талантами и повышения результативности, корпоративный кодекс знают все. Здесь этот документ не находится в ведении кадровой службы и не запрятан во внутренней сети. Всех будущих сотрудников обязывают его прочитать и расписаться, прежде чем начать работу в компании.
Перечень содержит 15 правил, по большей части достаточно мягких. Под номером первым идет обязательство «со страстью» относиться к работе, под номером 14 — «получать от работы удовольствие». Правило № 15 звучит так: «Со мной будет хорошо работать. Я не буду задницей». Критики предрекали, что его придется убрать из списка, иначе в компанию просто никто не пойдет работать. Но через шесть лет, когда количество сотрудников выросло до 500, а клиентов — до 1300, HR-директор Дженнифер Бойд с уверенностью утверждает, что смелые формулировки не есть риск выставить себя в черном цвете: «Большинство людей, с которыми мы ведем переговоры о работе, считают, что наша прямота приятно разнообразит жизнь. Мы открыто говорим о том, чего хотим и чего не хотим, и используем для этого те слова, что кажутся нам подходящими. Кстати, нам пришлось-таки распрощаться с парочкой сотрудников, постоянно выставлявших себя настоящей «задницей».
Если плохо себя вести
Бойд рассказывает и другое. Из-за того, что в компании говорят обо всем открыто и прямо, называя вещи своими именами, здесь почти нет сплетен и наушничества. Люди могут сказать коллеге в глаза: «Ты ведешь себя, как урод», и очень часто это останавливает того, кто зарвался.
Пример Success Factor находит одобрение в США. Говорят, что Intel и Southwest Airlines подумывают о том, чтобы ввести такой же открытый и прямой кодекс. Однако в Великобритании вряд ли широко внедрят подобный подход. Так считает Майкл Эммотт, советник по взаимоотношениям с сотрудниками Лицензированного института персонала и кадрового развития (CIPD): «Подобные вещи могут существовать в организации, имеющей отношение к средствам массовой информации или коммуникативным агентствам, но я не замечаю, чтобы их подхватили в остальной корпоративной Британии, где большинство людей дважды подумают, прежде чем использовать такую лексику. На самом деле, это просто неприлично».
Кроме этого, Эммотт уверен, что подписываться под корпоративным кодексом поведения захотят не все работники. — Это напоминает насилие, — говорит он, — такие взаимоотношения между сотрудниками и менеджментом похожи на отношения между родителями и детьми, что часто просто ни к чему. Помимо прочего, трудовое законодательство вполне четко определяет, какое поведение на работе приемлемо, а какое — нет.
По мнению Эммотта, расписываясь на документе, человеку стоит потребовать четкого определения того, что значит «не быть задницей», какие меры будут приняты, если он нарушит этот пункт, какое наказание последует.
Точно знать, чего хочешь
Компания Google не просит подписываться под корпоративным кодексом. Однако там точно знают, каких людей готовы принимать на работу и как они должны вести себя в некоторых ситуациях и относиться к ряду проблем — наркотикам и алкоголю, оружию и насилию на работе, даже к животным на рабочем месте (в Google любят собак, а вот кошек в офис не пускают). «Для нас очень важна наша философия и культура. Но мы, конечно, не заставляем сотрудников ничего подписывать, — рассказывает представитель Google. — Неформальный корпоративный девиз — «не вреди». Так мы обслуживаем наших пользователей и надеемся, что эти ценности диктуют манеру поведения в компании».
Как это делают в Google
Корпоративный кодекс поведения тут один для всех — и для подрядчиков, и для директоров, и для временных работников компании. Он гласит: «Придерживаться высочайших стандартов этического поведения в бизнесе». В него входит еще десять базовых истин, заключающих в себе разрешение многих проблем, с которыми борются сотрудники компании:
- Фокусируйтесь на пользователе, и все остальное приложится.
- Лучше сделать одну вещь, но очень хорошо.
- Быстро лучше, чем медленно.
- Демократия в сети работает.
- Чтобы получить ответ, вам не обязательно сидеть за рабочим столом.
- Можно делать деньги, не нанося вред.
- Снаружи всегда больше информации.
- Нам нужно, чтобы информация пересекала все границы.
- Чтобы быть серьезным, не обязателен пример.
- Нельзя работать «достаточно хорошо», работать надо великолепно!
Как это делают в John Lewis Partnership
Одна из ведущих компаний Великобритании в области розничной торговли сделала своим девизом фразу «Движимый принципами» для того, чтобы суммировать свои корпоративные ценности. Вот эти принципы:
-
Быть честным.
-
Проявлять уважение.
-
Работать сообща.
-
Проявлять находчивость.
-
Достигать большего.
Хотя сотрудники не обязаны подписываться под этим списком, Дарен Саргент, генеральный управляющий фирмы по политике найма и вознаграждения, говорит, что «поведение, соответствующее этим принципам, поощряется, а нарушающее их — подвергается критике».
Итак, что же такое корпоративный кодекс — обязательный к выполнению Закон или уловка, помогающая продвижению компании? Майкл Эммотт (CIPD) уверен, что корпоративный кодекс должен стремиться к первому и ни в коем случае не стать вторым. По его мнению, примеры Google и John Lewis Partnership четко показывают, что корпоративный кодекс может сделать компанию привлекательной как работодателя. «Работники хотят уважать свою фирму», — говорит он. И добавляет, что корпоративные кодексы помогают в этом.
Но самое важное — заставить кодекс работать. По мнению Эммотта, здесь особенно важны практические примеры поведения руководства, тренинги и обучающие программы. Менеджеры должны постоянно следить, соответствуют ли их действия кодексу, а значит, создать механизм «проверки».
Мария Мацковская
По материалам Kadrovik.ru