Украинцы — народ трудолюбивый и активный, они находят себе работу в самых разных уголках планеты — в Китае и Таиланде, Израиле и США. Кто-то работает наемным сотрудником, кто-то открывает свой бизнес в другой стране. Но чтобы стать своими среди чужих, им приходиться узнать и принять чужие корпоративные традиции, обусловленные ментальностью, культурой или религией. С какими непривычными офисными обычаями им приходилось сталкиваться?
США: общение в письмах и день отцов
Киевлянке Татьяне довелось работать в одном из крупнейших в Украине издательских домов, принадлежавшем американцу. Работа в нем была выстроена по американской модели: «Самое сложное, с чем приходилось мириться привыкшим к более свободному графику работникам СМИ, — очень жесткая организация и бюрократия, — рассказывает Татьяна (работала редактором рубрики в одном из журналов, издаваемых компанией американца). — Строгая система пропусков, детальное следование букве должностной инструкции, четкий алгоритм выполнения задач — нужно было адаптироваться. Если мы задерживались, все минуты опозданий суммировались и в конце месяца вычитались из зарплат. Каждое действие оговаривалось только письменно, и в итоге все бесконечно писали докладные и служебные записки. То есть, сидя друг напротив друга, мы не разговаривали, а переписывались в корпоративной почте. Также был строгий дресс-код для всех — хоть ты журналист, хоть бухгалтер: ходить на работу можно было только в строгой деловой одежде, никаких открытых плеч и чулки даже в жару. Сперва это раздражало. Но потом очень дисциплинировало. У нас внедрялись передовые технологии, нас постоянно обучали на тренингах. Также все обязательно учили английский. Практиковалась и постоянная ротация кадров — людей умышленно переводили из отдела в отдел, меняя обязанности и должности. Но зато каждый мог из простого сотрудника вырасти в топ-менеджера. Вся зарплата была белая, страховка, отпускные — во всех вопросах соблюдения прав работников американцы строго следовали законодательству. А еще был у нашего босса-американца заместитель — его земляк. Он как живое воплощение всех рассказов об американской непосредственности мог, сидя на совещании, выложить ноги на стол или громко высморкаться».
Об еще одной американской корпоративной традиции рассказал житель Нью-Йорка, юрист Александр: «В США существует день отцов, когда папы приводят своих детей в компанию, где работают, чтобы показать свои рабочие места, познакомить с рабочим процессом. В этот день детвора учится «быть, как папа», для них открыты все кабинеты. Руководство компаний в этот день заказывает в офис пиццу, чтобы накормить ораву ребятишек. Мой сын после дня отцов заявил, что тоже хочет быть юристом».
Таиланд: всегда в форме и не воруют
Житель Черкасс Игорь открыл свое агентство по недвижимости в Таиланде. На вопрос, где легче вести бизнес, украинец ответил: «В Таиланде. Здесь нет тотального контроля со стороны государства, нет взяток и крышевания, а есть четкое и ясное законодательство». При этом, отмечает Игорь, важно знать особенности тайской культуры и национальные особенности жителей островного государства.
Так, тайцы очень уважают своего монарха Пхумипона Адульядета, который правит Королевством Таиланд с 1946 года и является любимцем народа. В каждом офисе висит его портрет, а в кинотеатрах перед сеансом показывают ролик про короля и звучит королевский гимн. В это время все обязаны встать (иностранцы тоже) и стоять до завершения ролика, который длится три минуты. Многие тайцы держатся при этом правой рукой за сердце и поют.
«Большинство тайских компаний, — как больших, так и малых, — утверждают свой корпоративный уклад, и эти правила — неотъемлемая часть их повседневной жизни, даже вне офиса, — рассказывает украинец. — Например, у работников каждой компании — своя форма, в нее одеты все сотрудники: и в офисах, и в промышленных зонах, и на складах, и даже на стройплощадке. Отношения босс — подчиненный строятся на буддистских традициях уважения опыта и мудрости начальника. Поэтому конфликты на работе случаются очень редко».
Особо нашего земляка поразила установка на максимальный сервис в обслуживании клиентов: «Откуда берется естественная улыбка у тайки, сидящей на кассе в супермаркете, если я уже 1000-й клиент за сегодня? Привычную для Украины ситуацию, когда тебя продавец запросто может послать или швырнуть тебе сдачу в лицо, в Таиланде невозможно себе представить».
«Но вот работники они специфичные, — продолжает Игорь. — С точки зрения украинского бизнеса, тут все происходит медленно. Отсутствует такое понятие, как внеурочные часы или аврал в конце месяца. Но при этом нет воровства, поскольку общественная мораль тайцев очень жестоко это осуждает. Уличенный в краже таец опозорит не только себя, но и своих родных и близких. И если такое случится, вору придется переехать из города, где он проворовался. А еще тайцы в большинстве своем «однозадачны». Нельзя нагружать их двумя или больше одновременно выполняемыми процессами. Здесь практически отсутствуют работники-универсалы или мастера на все руки».
Чтобы поддержать корпоративный дух, Игорь практикует со своими тайскими подчиненными совместные вылазки в выходные на необитаемые острова, рыбалку, дайвинг или просто вечеринки с коктейлями и барбекю на арендованной вилле.
Турция: жертва на удачу и золото в подарок
Киевлянин Олег работает в области строительства. И по роду деятельности сталкивался с различными работодателями, в том числе с турками. «Они трудолюбивы, хотя и не всегда аккуратны с выплатами зарплат. А из корпоративных особенностей я бы отметил традицию жертвоприношения. В самом начале работы над объектом на участке, где будет стройка, режут живого барана и его кровью поливают участок. Затем тут же, на объекте, из барана делают шашлык и съедают», — рассказал Олег.
Еще больше корпоративных особенностей подметила киевлянка Виктория, много лет работающая в Турции: «В турецких компаниях ежегодно всем поднимают зарплату на 10% — это закон, даже кризис его не отменил, правда, некоторые тогда повысили ставки всего на 3–5%. Обязательно оплачивается и обед сотрудников — в крупных компаниях есть свои бесплатные столовые, а небольшие предприятия выдают сотрудникам талоны на обед. На день рождения или свадьбу сотрудника принято дарить золото — чаще всего в виде небольших подарочных монеток. Деньги в конвертах презентовать не принято».
«Если сотрудник женится, — продолжает Виктория, — то он обязательно должен пригласить весь коллектив (если работает в крупной компании — то хотя бы свой отдел) на свадьбу или на роспись. Не пригласить нельзя — коллектив очень обидится». Поскольку в Турции много мусульман, которые должны совершать дневные молитвы — азан, то в крупных компаниях оборудованы небольшие комнаты для молитвы. А по пятницам принято отпускать мужчин на азан в мечети.
«Любая обувь у нас по определению считается грязной, — рассказывает житель Турции, историк и гид Джемиль. — Поэтому в небольших компаниях или магазинчиках вам могут предложить сменные тапочки или бахилы на обувь». Также, по его словам, несмотря на то что женщины в Турции, особенно в больших городах, работают наравне с мужчинами и даже могут занимать руководящие должности, они все равно стараются следовать традициям, в частности, не позволяют себе ходить на работу или на улицу в открытой одежде — с голыми плечами и коленями: «При этом во многих компаниях, а также госучреждениях запрещены традиционные женские головные платки — «басертюсю». А еще даже с деловой женщиной считается неприличным здороваться за руку».
Китай: после обеда — сон в офисе
Сергей семь лет работал в крупной китайской компании в Украине (уволился в прошлом году). О работе вспоминает с улыбкой: «Поскольку до китайцев у меня был опыт работы в Южной Корее, их национальные особенности меня не удивляли, но умиляли. Так, у китайцев сильно развит культ семьи. Например, если у тебя в семье кто-то заболел (тетя, брат, ребенок) — это железный повод не ходить на работу. Семья для китайцев — святое. Китайским сотрудникам нашей компании оплачивали несколько раз в год поездки домой, они могли пригласить свои семьи сюда, и этой возможностью многие пользовались. Также китайским сотрудникам полностью оплачивалось проживание, питание, бензин и даже надбавки за экологически вредный регион — Украину (так у них считается)».
По словам Сергея, в традиции китайцев — подобострастное отношение к начальству: «Для них начальник — чуть ли не бог, к которому всегда относятся с заискиванием. Хотя при этом кланяться, как в Южной Корее, не принято. Китайцы и друг другу руки не пожимают при встрече, как это принято у нас. При этом с нашими мужчинами здоровались рукопожатиями, хотя было видно, что для них это не привычно. Руководящие должности в нашей компании занимали только китайцы, и это тоже было частью корпоративной политики. Поэтому грандиозную карьеру украинцу там сделать невозможно».
«Впрочем, к украинцам они относились хорошо, чтили все наши законы, — продолжает Сергей. — Государственные праздники, выходные, белая зарплата, страховка, переработки, отпуска — все оплачивалось по законодательству. Гуляли мы и на китайские праздники: китайский Новый год — выходной, День независимости (1 октября) — тоже, были и другие. Подарки нам дарили как на китайские праздники, так и на наши. В Китае ценят здоровье сотрудников, поэтому до кризиса выдавали еще соки и молоко: по литру в день. А для сплочения коллектива мы раз в два-три месяца обязательно выезжали в ресторан, обязательно китайский. Китайцы — патриоты, везде были китайские флаги, а если кто-то из украинцев изъявлял желание изучить китайский, нанимали учителя. Также нас регулярно отправляли на тренинги в Китай».
Однако самой занимательной корпоративной особенностью китайцев Сергей считает дневной сон: «В Китае принято после обеда спать: на обед выделяется два часа, во время которых китайцы стараются быстро поесть, чтобы больше времени осталось на сон. Под каждым столом там стоит раскладушка, которую достают после обеда. В украинском офисе китайские сотрудники тоже спали, правда, лишь те, у кого был свой отдельный кабинет. Мы же в оставшееся после обеда время гуляли, смотрели фильмы, встречались с друзьями».
Голландия: пьянки за счет компании
Уроженец Умани и IT-специалист Евгений вот уже 1,5 года работает в одной из крупных компаний по бронированию отелей, главный офис которой находится в Амстердаме: «Компании такого масштаба в Украине нет, поэтому для меня это очень хороший опыт — можно поработать с большими объемами данных и клиентами со всего мира. А мультиязычный коллектив позволяет совершенствовать английский, — рассказывает Евгений. — Из корпоративных «заморочек» прежде всего хочу отметить неформальное общение сотрудников с глазу на глаз, а не отписки по почте. Личное общение здесь ценится превыше всего, различные корпоративные чаты не приветствуются. Работа строго по часам (с 9:00 до 18:00), без овертаймов, но каждый рабочий час контролируется (например, с помощью специальной программы, отслеживающей, сколько времени человек занимался именно своей работой). Если совещание началось в 17:00 и затянулось до 18:30, то в 18:00 голландец уйдет, сказав: «Сорри, мне пора». Каждый ценит свое личное время — трудоголизм не в почете».
Евгений также отмечает, что в голландских офисах больше свободы — в принятии решений, в отношениях «начальник — подчиненный», между сотрудниками: «Здесь нет расизма, гомофобии и других видов нетерпимости. Также в Нидерландах вообще не принято показывать, что я начальник, а ты — дурак или я миллионер, а ты — чернь. Даже миллионеры иногда разгружают фуры с цементом для нового здания компании или могут починить кран в квартире».
С особым удовольствием Евгений рассказывает про корпоративные бонусы: «Прогулы не приветствуются, но если по болезни — нестрашно. Справки не нужны, т. к. часто голландцы не ходят к врачу, а валяются в постели и пьют чай с лимоном и парацетамолом. Отпуск — это святое. На него даже раз в год дают премию, которой хватает на 10-дневный отдых вдвоем в Греции. Зарплата всегда вовремя, и обязательно еще выдают квартальные. Во многих компаниях предоставляется скидка на абонемент в спортзал, а также выделяют деньги каждому на один крупный заграничный тренинг — для повышения квалификации. Кроме того, раз в квартал проходят корпоративные мероприятия, на которых собираются все сотрудники, и раз в месяц — походы в паб за счет компании».
Израиль: дни здоровья и часы счастья
Израильтянка Инна, репатриантка из Украины, работает в крупной туркомпании. «В израильских компаниях очень выражена внутрикорпоративная конкуренция. Принято всячески подчеркивать свои достоинства, подчеркивать свой вклад в общее дело. Чтобы поддержать корпоративный дух, раз в месяц нас собирают на так называемый Happy Hours — это небольшой часовой перерыв от работы с напитками и легкими закусками за счет компании. Накануне праздников сотрудники получают от компании подарки или чек на определенную сумму. На день рождения — пригласительный в ресторан или другой подарок».
Менеджер Елена (тоже бывшая украинка) рассказала об еще одном корпоративном празднике — «ем кейф»: «Это День здоровья. Он отмечается в каждой компании — дату назначает профсоюз. В этот день руководство фирмы снимает для сотрудников спа-отель с массажами и разными процедурами, и коллектив весь день занимается своим здоровьем. Также два раза в год компания выделяет бюджет на коллективную культурную программу. Это может быть поход в национальный парк, музей либо игра в боулинг».
Восток: табу на женщин и праздники
Украинский программист Евгений работает в Ливане. «Работают здесь в основном мужчины, — рассказывает Евгений. — Женщинам не разрешают работать местные традиции и религия. При этом на корпоративы здесь принято ходить с женами. А поскольку женщины в основном не работают, для них это повод себя показать и на других посмотреть. Поэтому жены на такие мероприятия одевают свои лучшие наряды и драгоценности, превращаясь в сверкающие золотом елки. Также Евгений отметил, что в офисах очень строго с дресс-кодом — у всех должны быть закрыты ноги и плечи: «В жару спасают только кондиционеры».
В Украине восточные бизнесмены тоже чтут свои традиции. Как рассказала Александра, менеджер текстильной компании, принадлежащей суданцу, у них в компании не приняты никакие застолья, праздники и дни рождения сотрудников не отмечают: «Также у нас строго карается курение. Штраф за сигарету — около 10% от зарплаты. Не принято и употребление алкоголя, что связано с религиозными убеждениями руководства».
Татьяна Шагинян