История о наивной девочке, бедной бабушке, злом волке? Детектив, в котором балом правит отнюдь не серый и зубастый, а на преступление толкают неудовлетворенные потребности, в свое время описанные Абрахамом Маслоу!
Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше.
Напомню биографию Шарля Перро: некоторое время он работал адвокатом. Уже позже судебные дела, в которых адвокат сомневался, Перро превратил в сказки. Ясно, что перед нами чуть измененный протокол судебного процесса, где будущий сказочник сам выступил в качестве защитника дровосека, обвинявшегося в превышении допустимой меры самообороны (дровосек убил волка).
Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке. Соседи так про нее и говорили: «Вот Красная Шапочка идет!» Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке: «Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она».
Отметим первое нарушение логики: девочки любят менять свою одежду (а речь идет о французской девочке!), а Красная Шапочка всегда ходила в одном и том же головном уборе. Мама девочки, судя по всему, уже знала, что бабушка больна. Можем допустить, что ее слегка отравили, чтобы она слегла — с больной бабушкой легче справиться. Но какой может быть мотив у матери Красной Шапочки? Имущество и так ей достанется по наследству после кончины бабушки. Нет, мать мы отметаем из числа подозреваемых.
Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке в другую деревню. Идет она лесом, а навстречу ей — серый волк. Очень захотелось ему съесть Красную Шапочку, да только он не посмел — где-то близко стучали топорами дровосеки.
Так, у нас появляется еще один подозреваемый — один из дровосеков. Скорее всего, отец Красной Шапочки. Известно, что зятья не очень любят своих тещ, но не до такой же степени, чтобы сделать заказ киллеру. Дровосека из подозреваемых убираем.
Облизнулся волк и спрашивает девочку: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?». А Красная Шапочка еще не знала, как это опасно — останавливаться в лесу и разговаривать с волками. Поздоровалась она с волком и говорит: «Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла». «А далеко ли живет твоя бабушка?» — спрашивает волк. «Довольно далеко, — отвечает Красная Шапочка. — Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с краю».
Тут что-то не то. Подробные инструкции киллеру о том, где проживает бабушка, вплоть до номера дома, — это явно превышает допустимую болтовню неумной девочки. Но, спрашивается, какой может быть у Красной Шапочки мотив убивать свою бабушку? Двинемся дальше.
«Ладно, — говорит волк. — Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет». Сказал это волк и побежал, что было духу по самой короткой дорожке. А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она не торопясь, по пути то и дело останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты.
Теперь сомнений нет — Красная Шапочка в сговоре с волком: девочка не первый раз идет в гости к бабушке — должна разбираться в длине разных дорог; здесь она не только выбирает самую длинную дорогу, но еще и идет по ней не спеша, собирая по дороге разную всячину. Особенно странным является то, что Красная Шапочка идет с полной корзиной по самой длинной дороге — это же очень тяжело, и надо иметь серьезную причину так надрываться.
Не успела она еще и до мельницы дойти, а волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь: тук-тук! «Кто там?» — спрашивает бабушка. «Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, — отвечает волк тоненьким голоском. — Я к вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек масла». А бабушка была в это время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула: «Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!» Волк дернул за веревочку — дверь и открылась. Бросился волк на бабушку и разом проглотил ее. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел.
Здесь протокол фиксирует, что волк бабушку проглотил одним махом. Что же он не проглотил одним махом маленькую Красную Шапочку в лесу (да которая еще согласилась идти длинной дорогой, где уже никаких дровосеков нет). Известно, что даже крокодил не может без повреждений съесть свою жертву. Судя по последующим событиям, легко догадаться, что преступник на самом деле просто связал бабушку, засунул в рот кляп (скотча тогда еще не было) и спрятал ее в шкаф.
Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку. Скоро она пришла и постучалась: тук-тук! «Кто там?» — спрашивает волк. А голос у него грубый, хриплый. Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла от простуды и оттого у нее такой голос.
Преступлений не бывает без улик — все предусмотреть невозможно. Вот и волк прокололся — умея говорить тоненьким голосом, когда изображал девочку, он вдруг зарычал своим волчьим рыком. Отметим, что человеческая память легко запоминает голоса. И поскольку Красная Шапочка уже разговаривала с волком в лесу, где он не менял своего голоса, то, конечно, она его узнала по голосу, но вида почему-то не подала. Сомнений больше нет — Красная Шапочка в сговоре с волком.
«Это я, внучка ваша, — говорит Красная Шапочка. — Принесла вам пирожок и горшочек масла». Волк откашлялся и сказал потоньше: «Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется». Красная Шапочка дернула за веревочку — дверь и открылась. Вошла девочка в домик, а волк спрятался под одеяло и говорит: «Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала».
Волк, судя по всему, преступник неопытный, допускает второй прокол: он сообщает (и это попадает в протокол по показаниям бабушки), что знал, что Красная Шапочка устала (как не устать — с полной корзиной провизии, да еще по самой длинной дороге).
Красная Шапочка прилегла рядом с волком и спрашивает: «Бабушка, почему у вас такие большие руки?» — «Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое». «Бабушка, почему у вас такие большие уши?» — «Чтобы лучше слышать тебя, дитя мое». «Бабушка, почему у вас такие большие глаза?» — «Чтобы лучше тебя видеть, дитя мое».
Можете сами провести эксперимент: положите на кровать вместо бабушки Волка — неужели можно ошибиться? Нет, Красная Шапочка прекрасно видела, что перед ней преступник. И наверняка знала, что рядом в шкафу вся дрожит от страха за свою внучку бабушка, но зачем-то валяет дурака дальше. При этом, как и в случае первой встречи с волком, нисколько его не боится. Очевидно, что Красная Шапочка тянет резину и чего-то ждет.
«Бабушка, почему у Вас такие большие зубы?»
Здесь очевидно, что если бы волк ответил, что у него зубы для того, чтобы лучше лущить для Красной Шапочки орехи, Красная шапочка не успокоилась бы и стала расспрашивать дальше «Зачем тебе, бабушка, хвост?» и так далее.
«А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!» Не успела Красная Шапочка и охнуть, как злой волк бросился на нее и проглотил с башмачками и красной шапочкой. Но, по счастью, в это самое время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах.
Все становится ясно — Красная Шапочка тянула время, потому что знала, что отец с коллегами-дровосеками зайдет к бабушке — их она и поджидала, потому специально не отпускала волка, уже выполнившего заказ (он хорошо напугал зачем-то бабушку).
Услышали они шум, вбежали в домик и убили волка. А потом распороли ему брюхо, и оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка — обе целые и невредимые.
Очевидно, что в этом месте Шарль Перро умышленно исказил протокол судебного заседания. Судя по всему, бабушка уже перестала бояться за себя и, как и положено настоящей бабушке, опасающейся за жизнь своей любимейшей внученьки, разорвала нечеловеческими усилиями веревку, разбила дверку шкафа, в который была заперта исполнителем преступления, и набросилась на волка (иначе о каком шуме могла идти речь, если бы волк мгновенно проглотил Красную Шапочку?).
Эврика!
Теперь становится ясен мотив преступления — это же все из-за той самой красной шапочки, которую бабушка невольно заставляла носить девочку в любое время года. Попробуем, как и положено в детективе, разобраться с мотивом преступления. Для этого обратимся к известной модели мотивации — иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
- Физиологические потребности — ясно, что Красная Шапочка их не могла удовлетворить — даже в жаркую погоду она все время ходила, не снимая свою шапочку, чтобы не обидеть свою бабушку.
- Потребности в безопасности — тут также очевидно, что Красная Шапочка все время была в опасности, когда ходила по лесу, так как красную шапочку было видно с любого места — приманка для любого преступника.
- Социальные потребности — тоже не удовлетворяются. Все девочки наверняка считали, что Красная Шапочка задается и хвастает своей нарядной шапочкой, потому не хотели с ней водиться — про подруг и речи в протоколе нет.
- Потребность в уважении — ее удовлетворяла только сама бабушка, а девочка выступала ходячей рекламой шапочному мастерству своей бабушки, как если бы на девочку надели двухсторонний щит, на котором было бы написано: «Бабушкины шапочки — лучшие!».
- Самовыражение — о нем и речи здесь нет.
Как видим, ни одну из потребностей Красная шапочка не могла удовлетворить, и это, конечно же, был целый «комок мотивов», чтобы заказать «напугание» до полусмерти бабушки противному волку. (При этом на всякий случай, как и положено для профессионального преступления, Красная Шапочка избавилась от неудачливого «киллера» — волка, судя по протоколу, на самом деле убили.) Кроме того, блестяще организовав преступление, несомненно, девочка «самовыразилась» на полную катушку.
Итак, мотив преступления вполне понятен для французской девочки-модницы, доведенной до отчаяния тем, что нельзя снять надоевшую красную шапочку. Цель достигнута: как видим, никакого продолжения сказки про Красную Шапочку нет (сравните, например, с многосерийной сказкой «Элли» у Александра Волкова). Бабушка, напуганная волком, разрешила девочке ходить не только в модных шапочках других цветов, но иногда совсем без шапочки. При планировании преступления Красная Шапочка впервые применила метод «критического пути» применительно к проекту своего преступления: пока она шла по длинной дороге, Волк должен был пройти короткий путь, войти к бабушке, успеть ее связать, спрятать в шкаф. А пока она тянула время, должны были подтянуться и дровосеки. (Отсюда, кстати, следует вывод, что зря американцы приписывают открытие метода критического пути себе — его изобрели французы, а именно — менеджер проекта Красная Шапочка.)
План совершения преступления методом критического пути
Организация преступления также выполнена крайне тщательно: мать печет пирожки (и первый раз девочка подсыпает туда немного каких-то цветочков для неопасного легкого расстройства здоровья, чтобы бабушка слегла в постель), волк пугает бабушку, отец убивает в состоянии аффекта «киллера». И даже мотив преступления — красная шапочка — играет свою важную коммуникативную роль — то, что девочка пошла длинной дорогой, все прекрасно запомнили по ее красной шапочке, а для гарантии девочка еще зашла на мельницу, таким образом заработав себе железное алиби.
Уважаемые топы! Не забывайте, что подчиненные — как дети, у них тоже много потребностей (не только получать вовремя зарплату). Если, например, директор отругал начальника отдела в присутствии его подчиненных, лучше извиниться и больше так не делать, чтобы удовлетворить потребность человека в уважении. Не повторяйте ошибки бабушки Красной Шапочки, иначе вам придется иметь дело с серым волком.
Еще сказки для топ-менеджеров:
Репка
Теремок
О рыбаке и рыбке
Колобок
Курочка Ряба
Волк и козлята
По щучьему веленью
Царевна-лягушка
Иван-царевич и серый волк
Кот в сапогах
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
Бременские музыканты
Морозко
Заяц, лиса и петух
Баба-яга
Три поросенка
Спящая красавица
Владимир Токарев