Если ты думаешь, что карьера — это гладкая автотрасса, где скорость достижения цели зависит лишь от мощности твоего двигателя, просто открой глаза, протри лобовое стекло и брось взгляд на зеркало заднего вида.
На карьерных путях пробки встречаются чаще, чем на столичных проспектах, и коллеги по движению готовы переехать тебя катком — лишь бы добраться до цели быстрее. А при отсутствии катка могут использовать не менее болезненные средства: сплетни, взятки, личные связи и даже секс.
Блатные
Чем они вредят. Пожалуй, с блатными или родственниками начальства бороться сложнее всего. Ни для кого не секрет: если в компании работает сын или дочь большого босса, то он, как правило, движется по карьерной лестнице быстрее остальных. Не стоит люто завидовать. Феномен блатных легко объясним. Поставь себя на место того самого босса: кто, если не твое чадо, лучше других сможет транслировать «правильные» мысли подчиненным, вести внутреннюю и внешнюю политику компании и при этом быть предельно предсказуемым и честным? Предать отца, согласись, грех несравнимо более тяжкий, чем чувство вины за подставу чужого дяди.
Вредят они не только себе. У аналитиков рынка есть свои аргументы против семейного бизнеса. Знаменитая международная консалтинговая компания McKinsey вместе с Лондонской школой экономики провела исследование 700 производственных организаций Франции, Германии, Великобритании и США. Провела и удивилась. Оказалось, что из-за обычая, по которому семейные компании часто возглавляют старшие сыновья, качество управления во французских и британских фирмах ниже, чем в американских, на 43 и 28% соответственно. В семейных компаниях, которые воспринимают в качестве кандидатов на должность гендиректора всех членов семьи, управление поставлено не хуже, чем в остальных.
Аналитики McKinsey говорят, что автоматическая передача руководства наследнику создает несколько проблем:
Не рассматривая альтернативные кандидатуры (то есть тебя), компания упускает из виду потенциально более квалифицированных менеджеров.
Тот, кому по праву рождения предстоит руководить, будет прилагать меньше усилий, чтобы получить нужные навыки и образование, чем тот, кто должен бороться за высшую должность.
Как противостоять. Грузиться по поводу блатных не стоит, а попробовать подружиться с родственниками начальства тебе никто не мешает (если, конечно, человек он стоящий). Это может быть полезным хотя бы для того, чтобы невзначай подсунуть эту статью с выводами McKinsey, ну и, естественно, чтобы понять, куда движется компания. Для этого тебе вовсе не обязательно стелиться перед «благородным отпрыском» и заниматься откровенным подхалимажем — лизоблюдов нормальные люди не любят.
Интриганы
Чем они вредят. Наиболее опасные из всех «недобросовестных конкурентов», поскольку они способны пользоваться абсолютно всем существующим арсеналом приемов. Однако, ко всему прочему, они обычно свои действия тщательно скрывают. С ними методы убеждения не работают. Здесь, если ты действительно задумываешься о будущем, тебе придется вступить в настоящую войну. Без всяких шуток, тут поможет древний японский трактат Суньцзы «Искусство войны». Напомню лишь некоторые правила оттуда.
Как противостоять. Интрига — это всегда тактическая война. А тут уж воевать так воевать. Вот тебе стратегия:
Не разбивай лагерь на обманчивой местности. (Не открывайся перед интриганом.)
Объединяйся с союзниками на удобной местности. (Попытайся вычислить интригана с помощью друзей.)
Составь стратегические планы для окруженной местности. (Накидай варианты перехода в другую компанию, а пока попытайся поговорить с руководством.)
Есть армии, на которые не нападают. (Если интриган явно сильнее, оно тебе надо?)
Есть местности, из-за которых не соперничают. (Оцени свои реальные шансы на работе, если бы интригана не было?)
Есть приказы правителя, которые не выполняют. (Если начальник не способен вычислить интригана, иди восвояси.)
При этом имей в виду:
Легко приходящий в ярость и необдуманно действующий может быть оскорблен.
Желающий быть добросовестным и чистым может быть опозорен.
Любящий людей может оказаться в затруднении.
Сплетники
Чем они вредят. Оброненное слово сослуживцев легко может как испортить, так и поднять репутацию сотрудника. Особенно опасно, если сплетни и домыслы о тебе начинают гулять с первого дня вступления в должность. Для окружающих репутация нового сотрудника — белый лист, на котором сам он своими словами и поступками рисует свой образ. Пририсовать человеку белые ангельские крылья или рога и копыта — пара пустяков. А вот отмыться потом от стереотипов бывает почти невозможно. Но именно репутация в конечном счете определяет твои шансы на карьерный рост.
Как противостоять. Психологи советуют:
С первых же дней пребывания в компании следи за каждым своим словом и жестом.
Будь в меру открытым, не выставляй напоказ свои слабости.
Не будь при этом замкнутым, закрытым. Иначе создашь впечатление человека, которому есть что скрывать. А скрывают обычно нехорошее. Отсюда рождаются самые невероятные небылицы, в которые окружающие (от вахтерши до начальника) могут легко поверить.
Не стоит дотошно просчитывать свой имидж (если ты, конечно, не Киркоров или Жириновский), но расставить в своем поведении «буйки», за которые не следует «заплывать», — хорошая идея.
Это касается не только выпитого на вечеринках, но и сказанного в курилках. Если хорошим тоном в британской королевской семье считается не обсуждать за столом политику, религию и слуг, то в российских компаниях не рекомендуется обсуждать начальство, зарплаты коллег и их же семейные проблемы (это по меньшей мере не по-мужски).
Если ты сам не будешь верить сплетням — это уже пусть небольшая, но гарантия, что сплетни в вашем коллективе не пройдут и сплетники не будут в фаворе.
Если ты пал жертвой:
Веди себя как обычно, всем видом давая понять, что ничего не произошло, и опровергая сплетни своим поведением (особенно это касается подозрений в хроническом алкоголизме).
Попробуй все-таки узнать, кто тебя «облагодетельствовал», разубедить его самого и попросить его разубедить в твоей дурной славе окружающих. При этом лучше не банально бить морду (иначе у твоего обидчика будут дополнительные аргументы и «факты» (на лице) продолжать свое дурное нехитрое дело), а привести веские причины изменить поведение и не делать так больше.
Верь, сплетников не любят больше, чем алкоголиков и ловеласов.
Подхалимы
Чем они вредят. Лизоблюды на самом деле не так страшны, как может показаться на первый взгляд. Чтобы понять это, попробуй снова поставить себя на место начальника. Человек, внимающий твоим словам, выглядит преданным тебе и делу, кажется, что именно на такого сотрудника можно положиться и поручить ему важные дела. А многочисленные комплименты обычно просто хорошо влияют на настроение.
Как противостоять. Руководитель, поощряющий подхалимов, обычно очень не уверенный в себе человек. Это похоже на болезнь, которую нужно лечить. Так что приступай:
Попытайся убедить начальника, что доверять следует не отдельному человеку, а коллективу, которому нужен настоящий лидер.
Когда же начальник начнет доверять своему коллективу, необходимо попытаться убедить его в том, что советы коллег никогда не вредят, а лишь помогают общему делу. Надо дать ему понять, что «вместе» его «больше».
Сексуальные партнеры
Чем они вредят. Это отчасти подвид подхалимов. Они иногда могут играть роль либо подхалимов, либо блатных. Однако, если речь идет о модели мужчина-руководитель — женщина-секс-партнер, шансы, что последняя займет место, скажем, начальника отдела, невелики. Обычно мужчины имеют стойкое предубеждение смешивать постель и работу на людях.
Модель женщина-руководитель — мужчина-секс-партнер гораздо опаснее для тебя с точки зрения конкуренции. Во-первых, женщина всегда инстинктивно ищет защитника, и поэтому шансы у ее возлюбленного занять вакантное место в компании достаточно велики (он будет казаться ей надеждой и опорой еще и в делах). С другой стороны, любые твои карьерные притязания могут быть истолкованы как притязания сексуальные — при этом может пострадать не только твоя репутация, но и фасад (если он сильнее).
Как противостоять. В обоих случаях стоит попробовать бороться с конкурентами так же, как с блатными и подхалимами.
Стоит ли с ними воевать?
Перед тем как выйти на тропу войны, ты должен решить для себя одну вещь: стоит ли игра свеч?
Человек, который занимается делом, фактически беззащитен перед теми, для кого дело — интриги. Если интриган (подхалим, сплетник, взяточник и т. д.) начнет бороться с тобой, а ты при этом думаешь о работе, цифрах, о том, чтобы успешно закончить проект, то ты, к сожалению, слабее на его «поляне».
Ты можешь пропитаться той корпоративной культурой, которая существует в этой организации. Наглядный пример: вот банка с солеными огурцами, появляется свежий молодой огурчик (30 лет) и падает в эту банку. Кем он становится? Таким же желтым огурцом, просоленным существующим в компании климатом. И пока ты еще зеленый молодой огурец, нужно хорошо подумать, готов ли ты окунуться в эту атмосферу и стать таким, как они. Если готов — тогда вперед, лезь в эту банку.
Предположим, ты попал в компанию, которых тысяча на рынке труда (например, банк), подумай, может, стоит перейти в другую — одну из 999 оставшихся, но где есть шанс отыскать хорошую атмосферу, нормальный климат и где будут цениться деловые качества, а не способность выживать любым образом.
Бывают случаи, когда работа в данной организации является уникальной, и ты на сто процентов уверен, что только здесь сможешь себя реализовать. Тогда стоит попытаться. Можно представить себе аналогию с русскими сказками. Герой идет по лесу, на него кричат чудища, к нему тянутся химеры, кто-то улюлюкает, а он продолжает идти своей дорогой. Так и в этой ситуации — нужно не вступать в конфликт, не пытаться выяснять отношения с интриганом, а заниматься своим делом. Но, как говорится в сказках, до победы износишь «семь сапог», «семь колпаков» и «семь посохов».
Случай из жизни
Этой осенью мой приятель — обычный клерк крупного банка — подхватил грипп. А когда через неделю радостный вернулся на работу, то вдруг обнаружил, что всех его коллег словно подменили. Парни не здоровались за руку и отводили взгляд, девчонки же вообще не разговаривали и прижимались к стенке всякий раз, когда он проходил мимо. Народ просто шарахался от него.
Причина отчуждения прояснилась вечером, когда сердобольная маниакально-депрессивная старушка-вахтерша на выходе вдруг поинтересовалась: «А чой-то теперь у нас сифилис так быстро лечат?!» После короткого расследования стало известно, что во время отсутствия на работе его дружбан решил пошутить и на вопрос сотрудников: «Где Василий наш дорогой?» — брякнул: «Да сифилис подхватил». Как брякнул — так и забыл. А осадок, как говорится, остался.
Место начальника отдела, которое пророчили Василию год назад, отдали другому (по иронии судьбы как раз тому самому шутнику-приятелю). А сам он уволился из банка по собственному желанию.