«Все-то вы, Иван Иваныч, знаете…», или Карьерный подхалимаж
Новини
18.10.2011
«Все-то вы, Иван Иваныч, знаете…», или Карьерный подхалимаж
Фраза из популярного анекдота звучит каждый раз, когда речь идет о карьерном подхалимаже. А поводов ее вспомнить хоть отбавляй: тут вам и не в меру ретивый сотрудник заштатной конторы; и неистовый зам, сыплющий комплиментами в адрес шефа; и преданные делу господа чиновники, внезапно перенявшие моду «главного» на увлечение горными лыжами и дзюдо…
Насколько неблагозвучно слово «подхалим», настолько неприглядно и явление, которое оно обозначает. Толковые словари описывают его так: «льстец, лакействующий, угодничающий перед кем-нибудь ради своих корыстных целей, выгоды». Как бы хотелось верить, что в наше время, «когда космические корабли бороздят просторы Вселенной», а у людей к iPhone прилагается чувство собственного достоинства, подобное явление исключено! Увы и ах, копните — и в любом коллективе, от заштатной парикмахерской до крутого офиса, найдется индивид, тяготеющий к поцелуям начальства в непредназначенные для этого места.
«По плодам их узнаете их» Нагорная проповедь, Матф. 7:20
Главное оружие подхалима — лесть, медово текущая в начальственные уши. Однако тупо расточать похвалы боссу — это низкий уровень, свойственный только начинающим подхалимам. Более искусные товарищи действуют тоньше. Во-первых, они стараются втереться в доверие, для чего постоянно крутятся возле босса. Часто заходят на прием, заводят беседы, в ходе которых и вливают дозы «искренней симпатии» и «солидарности во взглядах». Подхалим одобряет все действия начальства: от двухчасовых оловянно скучных планерок до манеры шефа носить шейные платки попугайских расцветок. На корпоративах и во время чествования начальства, будь то день рождения или китайский новый год, именно подхалим произносит самые цветистые «оды во славу» и предлагает поднять сто первый тост за здоровье дорогого Иван Иваныча. Подчеркивает, что без руководителя коллектив неминуемо пошел бы ко дну, и только Иван Иваныч, благодетель и отец родной, выведет их из мрака на путь процветания и света.
Симпатизирующий неустанно твердит, как он болеет душой за дело, как днем и ночью думает только о работе. Шеф, по его плану, должен слушать, светлеть лицом и утирать слезы умиления.
Возвеличивая свою персону, подхалим попутно «опускает» других сотрудников. Делается это приватно, с глазу на глаз. Не нужно даже наводящих вопросов шефа — мол, «что вы думаете о менеджере Петрове», доносчик сам создаст невыгодную репутацию. Которая изначально может выглядеть даже как забота: «Сегодня Петров не вышел, я сам выполню за него ваше поручение. А он заболел, да. Видимо, иммунитет слабый. Нет-нет, да и сляжет с простудой, особенно после праздников и выходных. Да ничего, я привык, мне не сложно подменить». В итоге у босса создается мнение, что бедняга-менеджер проводит досуг слишком бурно, а то обстоятельство, что у него маленький ребенок и ни одной бабушки в подмогу, намеренно замалчивается говорящим. Зато нимб над головой подхалима-труженика сияет всеми цветами спектра.
Наш герой готов взвалить на себя и работу начальства. Важные переговоры ему никто не доверит, да и не надо. Достаточно освободить дражайшего босса от монотонной рутины. А если силенок маловато, всегда можно раскидать по коллегам. В отчете, конечно, будет звучать имя только одного исполнителя. Чье — известно.
Когда профессиональные темы исчерпаны, подхалим заводит «брачные танцы» с иными фигурами. Он просит совета у шефа. Если босс — дама, можно испросить ее мнения относительно рецепта засолки огурцов, контактов «чудесного парикмахера-маникюрщицы-портнихи», не возбраняется обсудить, как назвать ожидаемого в перспективе внучатого племянника. У босса-мужчины следует интересоваться мощностью нового авто, где куплен умопомрачительный галстук и как ему отдыхалось на Азовском море.
Как понятно из опыта и вытекает из рассуждений, подхалимы редко обладают высоким профессионализмом. Серьезные специалисты никогда не будут этим заниматься, не до реверансов — некогда и без толку, есть другие критерии оценки. Подхалим же использует доступные ему активы, бьет на душевность и пиар-компании: сделав немного, раздувает масштаб рвения до абсурда. Что же, каждый делает карьеру приемлемым способом.
Подхалимов не любят коллеги, их презирают, над ними насмехаются. Однако войти в открытый конфликт — себе дороже. Поскольку, раз уж в коллективе это гнусное явление завелось, значит, шеф поощряет льстецов и подлипал. А это повод хвататься за голову.
«…Носорога обманывают деревом, слона — посредством ямы, зеркалом — медведя, капканом — льва, а человека лестью…» Вильям Шекспир
Видя, как сотрудник изо всех сил стремится занять место под солнцем, понаблюдайте за реакцией руководителя. Всем мечтается, что тот с первых же нот осадит подхалима, да еще поднимет на смех. На комплимент с придыханием ответит: «Спасибо, но впредь рекомендую держать мнение при себе. Могу неверно принять за желание выслужиться». Ах, если бы так ответил, да его б на руках носили!
Но увы. «Человек слаб», «людям свойственно ошибаться» и прочие афоризмы объясняют, почему мечта так и остается мечтой. Подавляющее большинство благоволит к подхалимам. И этому есть объяснение: не все самодостаточны, многие нуждаются в поддержке, а вокруг подчиненные с бесстрастными лицами. Вроде бы все делают как надо, но не улыбаются, не спрашивают совета и вообще на людей не похожи. Кто знает, может, за спиной босса и вовсе смеются над ним… А тут приходит душа-человек, рассказывает, кто чем дышит, проявляет участие и хвалит босса. Ну, как не пригреть симпатягу? Можно много рассуждать об умственных способностях такого руководителя, но это будет единственным утешением. Подхалима все равно допустят к телу, приложат к груди и примутся пестовать.
«Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности» Николай Чернышевский
Если бы подхалимаж не был эффективен, он давно бы канул в лету. Но льстецы проворно продвигаются по карьерной лестнице, получают премии и бонусы, на худой конец, снисхождение руководства к своим промахам, тупости, опозданиям и т. д. И если бы вред от них ограничивался личным дискомфортом, когда нет сил смотреть на эти ужимки и прыжки, дела обстояли бы сносно. Подхалим опасен — вот корень зла. Он — чистейшей воды манипулятор, серый кардинал, эти личности способны влиять на настроения и судьбы коллектива. Попытка приструнить его запросто обернется против вас: подхалим затаит злобу, проникнет в начальственные пенаты и напоет там с три короба. Про ваше «облико морале», неуважение к начальству и игре в «косынку» в рабочее время. Кроме того, пока льстец поет песни о любви начальнику, никакая конструктивная критика невозможна в принципе. Специалисты бьются, пытаются донести до шефа, что его стратегия ошибочна, но подхалим прочно удерживает оборону: «Не слушайте их, Иван Иваныч, они дураки завистливые, вы во всем правы и вообще король-солнце». Ярчайший тому пример — сказка про голого короля. Когда все поданные верили, что король и впрямь облачен в наряд, видный только глазу умного, но не глупца. В итоге августейшая особа сверкала первозданным естеством. Разумеется, боссам не грозит прогуливаться в костюмах эдемских прародителей, однако последствия могут быть плачевными…
Удручающе часто подхалимы достигают повышения. Их наделяют властными полномочиями, и тогда горе недавнему критику. Обольщаться, что угодник не опустится до сведения счетов, не стоит: самые жестокие тираны вырастают из бывших рабов.
«Льстец — самый опасный из ручных животных» Диоген
Если вас угораздило оказаться в коллективе, где процветает чрезмерная лояльность к руководству, есть несколько путей. Первый — принять общие настроения, когда подхалимаж буквально поставлен на поток, все сотрудники изображают шефопочитание. Сумеете выжить в подобии коммуны, которую возглавляет падкий на лесть «кумир», молодца, что тут скажешь. Второй вариант — игнорировать подхалима. Возможен, если «скорбных разумом» подпевал в коллективе не много, зато есть четкая оппозиция. Третий — увольняться. Если вы недавно назначены, вспомните, что понятие «испытательный срок» удобен не только работодателю. Работнику он позволяет дать деру после того, как осмотрелся на месте и впал в кручину. Дабы не вносить лишние записи в трудовую летопись и не отпугивать следующих работодателей короткими трудовыми сроками, можно оформить отработанный период срочным трудовым контрактом. Тогда не страдает ваш общий трудовой стаж и приличный вид трудовой книжки. Но увольнение — единственный выход, если вы пришли работать, набраться опыта, настроены на карьерный рост (благодаря профессионализму и компетентности), но видите, что карьера здесь строится особым способом. Не имеющим никакого отношения к деловым качествам и не сопоставимым с вашими представлениями о чести, порядочности и чувстве собственного достоинства.