В кризис вероятность услышать от начальника подобное распоряжение очень велика. Как реагировать на эти слова? Варианты ответов оценили генеральные директора компаний, HR-специалисты и психолог.
«Буду рад, потому что это поможет мне развиваться»
Этот ответ очень удачный по нескольким причинам. Во-первых, он показывает вашу готовность идти навстречу руководству, при этом ни у кого не возникнет ощущения, что он похож на стремление выслужиться. Во-вторых, очень правильная формулировка фразы: вы сообщаете, что вам это интересно и что положение фирмы вам также небезразлично. В-третьих, вы показываете, что готовы профессионально расти в компании, осваивая что-то новое.
«Я готов на это, если буду знать, на какой срок»
Приемлемый ответ. Он показывает, что сотрудник не очень рад такому положению вещей — это вполне объяснимо, и он хотел бы максимальной ясности. При этом человек не отказывается, а демонстрирует готовность к сотрудничеству. Тем самым вы начинаете переговоры. Важно здесь не растеряться, а продолжить обговаривать с начальником конкретные условия. Минус этого ответа в том, что в кризис руководство не может четко понимать, на какой период увеличатся нагрузки на сотрудников. Поэтому такими словами вы и шефа в тупик поставите, и четких сроков можете не узнать.
«А какие есть еще варианты?»
Подчиненный вроде бы интересуется ситуацией, но на самом деле такой ответ указывает на его неготовность к нагрузке и желание избежать сложного положения. Хотя руководитель, если он грамотный специалист, принимает решение увеличить нагрузку на подчиненных, только хорошо подумав. Без серьезной причины он не станет этого делать. Поэтому вариант один: или ты трудишься с нами, или нам придется искать других людей в команду — тех, кто готов пережить с нами непростое время.
«Мне это не нравится, но если выхода нет, я согласен»
Человек, ответивший так, скорее всего, не проработает долго в таких условиях. Для руководителя это своего рода сигнал: сотрудник не слишком надежный, вряд ли захочет и сможет работать продуктивно. К тому же результат работы не будет положительным, если вы так вяло будете делать что-то. Поэтому, если вы дорожите компанией и своим местом в ней, я считаю, что не стоит так говорить.
«С удовольствием! Что нужно делать и когда приступать?»
На месте руководителя у меня возникло бы подозрение: почему он соглашается так легко и безоговорочно готов на все? Я стал бы внимательно наблюдать за тем, что делает сотрудник, как он загружен. К тому же такие подчиненные хороши, когда начальству нужно покататься на людях. А вообще работники, которые, выслушав задание, вне зависимости от его содержания берут «под козырек» и бегут выполнять, — это страшно. Такой сотрудник почти наверняка отбывает номер, а не работает в полную силу. И этим ответом он только продемонстрирует это.
«Я и так перерабатываю, поэтому очень не хотелось бы»
В этом ответе сквозит обида, усталость, отсутствие энергии и даже пассивное сопротивление, которое еще хуже активного. Вы не согласны и закрыты для переговоров, для поиска компромисса. Подобный ответ присущ категории людей, которых именуют «офисным планктоном», — безынициативных, апатичных и ленивых.
«Я категорически против, и если нет других вариантов, начинаю искать новую работу»
Ваш ответ не несет никакой пользы. Потому что если сказали так — придется уходить. Шантаж — не средство решения проблем, тем более с начальником. А если действительно ищете новое место работы, делайте это молча.
Елена Евсеева
По материалам «Труд»