Компьютерные игры всерьез и надолго пришли в офис. Многие работодатели жалуются: все эти стрелялки, аркады, бродилки настолько въелись в офисную жизнь, что мешают работать. Как отвадить сотрудников от компьютерных игр и стоит ли это делать при помощи репрессивных мер?
Понятно и оправданно, когда сотрудники играют в компьютерные игры в компании, которая имеет к ним прямое отношение — например, занимается их разработкой. Однако если фирма торгует шоколадом или строит высотные дома, а сотрудники вместо выполнения прямых обязанностей увлекаются разными геймерскими штучками — тут уж руководитель может не на шутку рассвирепеть.
В отношении к компьютерным играм возможны следующие позиции руководителя:
1. «Нет и никогда не будет»
Новоиспеченному сотруднику заранее сообщают, что все геймерские увлечения он должен оставить за порогом офиса. Если на его компьютере будет обнаружена самовольно установленная игрушка или, что еще хуже, кто-то застанет его за этим постыдным занятием, пощады не проси — уволят в два счета.
Ну что ж, по крайней мере, это однозначная, понятная позиция, отсутствие двойных стандартов, все честно и, что называется, «по-взрослому».
С другой стороны, чрезмерная суровость начальства в отношении к играм вызывает протест, не позволяет попасть в офис людям творческого склада, которые привыкли к более расслабленной обстановке в офисе.
2. «Мне все равно — лишь бы они работали»
Начальник по сути дела смотрит на увлечения сотрудников сквозь пальцы, если те справляются со своими обязанностями. Например, отделу продаж поставлена задача: обеспечивать поступления в размере $50 тыс. в месяц. И если план выполняется или даже перевыполняется, то руководитель не обращает внимания, как развлекаются его сотрудники в паузах между переговорами.
Безусловно, лояльность начальства настраивает персонал на определенный позитивный лад. Однако при более внимательном анализе становится ясно, что благодушие руководителя, его ориентированность только на один показатель — в данном случае план — может привести к сбоям в работе подразделения. Например, через некоторое время вдруг может оказаться, что сотрудники отдела слишком расслабились, и никто не заметил, как плановые показатели перестали выполняться.
На наличие компьютерных игр действительно можно не обращать внимания. Безусловно, могут быть офисы, где компьютерные игры не кажутся представляющими хоть какую-либо угрозу. Однако если администрация видит в них вред, то стоит понять, в чем этот вред заключается. В дальнейшем именно на эти болевые точки нужно обращать внимание на тренингах и при создании мотивации сотрудников. То есть вместо того чтобы бороться с запретом на использование компьютерных игр, лучше посмотреть, чем вызвано их появление в офисе. Так, игры станут индикатором больных мест в работе, помогут выявить проблемные точки и определить характер конкретных действий для их устранения:
-
Если в офисе играют, то свободного времени чересчур много, и ресурсы компании тратятся нецелесообразно.
Вывод: стоит пересмотреть занятость отдельных сотрудников, круг их обязанностей.
-
Компьютерные игры действуют расслабляюще, расхолаживающе, отвлекают внимание. Это значит, что сотрудники не хотят концентрировать внимание на работе, потому их непосредственная деятельность слишком сложна или неинтересна, они для нее не подготовлены.
Вывод: возможно, набранные сотрудники не слишком подготовлены, поэтому нужно организовать их переподготовку, дополнительное обучение. Возможно, стоит ужесточить набор сотрудников, среди которых выделять действительно заинтересованных и действительно способных отдавать работе максимум внимания.
-
Бывает, что пристрастие к играм — это свидетельство низкой культуры людей, поскольку многие из компьютерных игр рассчитаны на низкий интеллектуальный уровень игроков, основаны на зрелищных и агрессивных провокациях сознания.
Вывод: перевоспитать людей мгновенно не получится, заставить их слушать музыку Баха и Стравинского вместо игры в стрелялку вряд ли удастся. Однако комплекс мер по повышению культуры нужно принять: это могут быть и интеллектуальные тренинги, и медитативные физические упражнения.
-
Доминантное положение офисных игр может быть связано с пренебрежением к начальству, к работе в целом, типа: «Все равно всем все по барабану».
Вывод: необходимо повышать реноме руководства (как это делать — отдельный разговор) и при помощи тренинговых мероприятий создавать командный дух, ориентированный на успешную работу, а не на праздное времяпрепровождение.
-
Наличие игр может свидетельствовать об отсутствии драйва, о скуке, царящей в офисе, которую работники пытаются компенсировать геймерством.
Вывод: необходимо включать в работу соревновательность, создавать условия для игрового начала в повседневной работе.
Безусловно, запретить компьютерные игры можно. Но в дополнение к подобным репрессивным мерам необходимо попытаться использовать геймерский азарт в целях сплочения коллектива. Так, например, в нерабочее время администрация может выступить с инициативой соревнования по компьютерным играм среди работников с выдачей победителям ценных призов от компании. Это позволит руководству присоединиться к интересам коллектива, а не противостоять им.
В некоторых фирмах, располагающих достаточными материальным средствами, иногда выделяются деньги на создание компьютерной игры по мотивам текущей работы офиса (например, игра «Помоги доставить молоко в магазин» — в молочной компании). Это позволяет использовать игровой ресурс для сплочения работников.
По материалам Вакансия от «А» до «Я»