Действительно ли поколение миллениалов живет в затянувшейся юности и поэтому не успевает сделать карьеру или же мир сегодня меняется так, что долгий поиск себя нормален?
Сегодня раннее начало карьеры — скорее редкость. Многие тратят годы на обучение, практикуют проектный подход к работе и переходят из одной сферы в другую. Мы решили разобраться, стоит ли горевать об упущенных возможностях и когда наконец нужно начинать работать «по-настоящему».
Как менялся подход к взрослению
Один из трендов современности — продление юношеского периода чуть ли не до конца третьего десятка. Современная концепция детства и отрочества как периода подготовки вообще родилась не так уж давно. Вплоть до конца XIX века дети из простых семей начинали работать, как только у них появлялась для этого физическая возможность. Однако со временем стало выгоднее дать ребенку хорошее образование, чем отправить его заниматься ручным трудом.
Затем юность начала затягиваться. Падение престижа среднего образования также привело к тому, что молодые люди стали заканчивать учебу позднее. Между тем институтский бакалавриат, потом магистратура, а у кого-то еще и аспирантура не оставляют достаточно времени, чтобы полноценно посвятить себя карьере. Учащийся человек вынужден разрываться между образованием и работой, а иногда опираться на помощь семьи. Добавим к этому возможные метания между специальностями, академический отпуск, неудачно выбранную сферу и переучивание… В итоге выйти во «взрослый мир», полноценно посвятить себя работе и обеспечивать себя многие готовы только лет в 26–27. Возраст, который еще сто лет назад считался чуть ли не зрелостью.
Жизнь, отложенная на потом
Сегодня долгий поиск себя считается обычным занятием. Однако ситуация становится и объектом критики. Психолог Мэг Джей написала книгу «Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом», которая способна встревожить многих миллениалов и теоретиков современного образования. По ее мнению, 80% судьбоносных событий происходит в возрасте до 35 лет. Две трети роста уровня доходов приходится на первые 10 лет карьеры. В это же время большинство людей заводят постоянные отношения.
Парадоксальность ситуации в том, что как раз те события, которые происходят в возрасте от 20 до 30, многие не считают важными. Вот несколько значимых для построения карьеры вещей, которые нельзя пропустить.
1. Капитал идентичности. Социологическим термином «капитал идентичности» обозначается совокупность личностных активов и тех ресурсов, которые накоплены субъектом с течением времени. Часть этого капитала отражается в дипломах и резюме: полученные баллы, награды, опыт работы, завершенные проекты. Капитал идентичности применительно к образованию и карьере — то, что мы представляем собой как профессионал. Принося эту «валюту» на рынок взрослой жизни, мы меняем ее на работу — более или менее престижную, в зависимости от того, насколько велик капитал.
По мнению психолога, многим кажется, будто время накопления этого символического капитала будет происходить когда-нибудь потом, во «взрослой жизни». Хотя на деле процесс уже идет. В результате многие люди, которые так и не разобрались, чем именно хотят заниматься в жизни и какой должна быть их карьерная стратегия, переживают кризис идентичности, который заставляет человека задаваться вопросом, кто он такой.
2. Слабые связи. Для молодых людей очень важны друзья. Часто в большом городе они заменяют семью. Таким отношениям посвящены, в частности, сериал «Друзья» и подобные ему ситкомы, а сообщества такого типа называют городскими кланами. Тем не менее, хотя друзья и обеспечивают нам поддержку, именно те люди, с которыми мы едва знакомы, могут круто изменить нашу жизнь к лучшему.
Слабые связи — это как раз взаимоотношения с людьми, которых мы не очень хорошо знаем, но которые могут запомнить нас как профессионалов и пригласить участвовать в своих проектах. Из таких взаимодействий рождается наиболее продуктивное сотрудничество, влияющее в конечном счете на качество жизни. Ведь у людей, которые не входят в наш постоянный круг общения, есть опыт, которого нет у нас.
3. Выбор в пространстве возможностей. Одна из частых проблем, которые стоят перед выпускниками или молодыми специалистами в поиске работы, — собственное понимание, что выбрать. По мнению Мэг Джей, незнание, что мы хотим делать со своей жизнью, — это часть психологического механизма защиты от страха перед выбором. Тем не менее всякий человек от 20 до 30 на протяжении многих лет превращался в того, кем он стал теперь. Так что количество вариантов выбора не так уж велико, и в любом случае есть, от чего отталкиваться.
Автор предлагает термин «неосознанное известное» из работ психоаналитика Кристофера Болласа. Это вещи, о которых мы мечтали и которых хотели, но почему-то забыли; стремления, которые не хотим осуществлять в открытую. Например, этому мешают страхи. Допустим, человек мечтает о карьере концепт-художника, но очень боится провала, поэтому даже не собрал портфолио, предпочитая работать официантом. Поэтому, если кто-то не знает, чем хочет заниматься, предлагается взглянуть в глаза своему «неосознанному известному», чтобы стало понятно, куда двигаться дальше.
Правда ли, что после 30 все потеряно?
Нужно ли считать себя неудачником, если к этому возрасту вы так и не поняли, кем хотите быть, когда вырастете? Ответ зависит от того, с какой оптикой подходить к проблеме.
Мозг развивается, если его развивать. Мэг Джей утверждает, что мозг человека завершает свое развитие к 30 годам, и здесь нейробиологи и когнитивисты с ней не согласятся. Да, именно в это время закладываются основные способы действия, которые мало кто меняет со временем. Однако это зависит скорее от способа поведения человека и того, какие личные и карьерные стратегии он выбирает, чем от принципов работы самого мозга.
Чем больше мы следуем по протоптанным тропинкам — используем устойчивые нейронные связи, — тем труднее создавать новые. То есть, привыкнув к какому-то поведению в молодом возрасте, со временем все труднее перестроиться.
С другой стороны, та же нейробиология свидетельствует о том, что наш мозг способен учиться всю жизнь — благодаря нейропластичности. То есть чем больше навыков, практик и способов поведения мы узнаем, тем больше создается новых связей между нейронами. Об этом, а также о многих других особенностях мышления рассказывает, в частности, Джон Медина в книге «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям».
Мир меняется, и возраст в нем не главное. Безусловно, существуют сферы, в которых обучение занимает чуть больше времени, чем в других, и для этого есть свои причины. Это не означает, что для взрослого человека путь в медицину с нуля закрыт и переучиваться поздно. Однако нужно признать, что для получения полноценного медицинского образования работающему человеку придется приложить существенные дополнительные усилия.
С другой стороны, согласно современным концепциям образования, четкое разделение на «взрослых» и «учащихся» устарело. От современного специалиста требуется постоянно обновлять свои навыки, узнавать что-то новое. Концепция непрерывного образования предполагает, что обучение длится всю жизнь, а люди, которые резко меняют сферу деятельности во взрослом возрасте, уже никого не удивляют.
В то же время многие студенты порой просто бросают учебу, понимая, что пять лет за партой могут дать им не больше, а то и меньше, чем самообразование и работа над проектами. Границы между миром «взрослых» и «неопределившихся» размываются.
Дружба сегодня не обязательно существует отдельно от скучной работы, где только коллеги. Конечно, выходить из зоны комфорта и узнавать новых людей, а также заводить интересные профессиональные знакомства — полезно. Но коллеги вполне могут быть и друзьями. Есть успешные стартапы, созданные компаниями друзей, а кто-то заводит семейный бизнес.
Вряд ли есть четкая граница (например, тридцатилетие), после которой пора подводить итоги и посыпать голову пеплом, если какие-то важные цели не достигнуты. Определяющим является не то, как «положено», а то, насколько навыки, умения и карьерные стратегии человека подходят лично ему и отвечают вызовам внешнего мира. Главное — нащупать предельные основания, за которыми карьерное и личностное развитие перестает нас устраивать, и принять взвешенные решения.