Вы имеете право на работу, которая делает вашу жизнь интереснее, а не унижает ваше достоинство. Такова моя персональная декларация прав работающих людей. Я опираюсь на нее во всем, чем занимаюсь как коуч, преподаватель менеджмента и человек. Но, к моему удивлению, многие считают иначе. Руководители и сотрудники организаций по всему миру уверовали в миф о том, что зарплата и прочие предусмотренные контрактом формы вознаграждения — единственное, чего можно ждать от работы (и единственное, что вы должны предоставлять подчиненным), и не следует надеяться на такие нематериальные формы поощрения, как доверие, уважение, чувство самостоятельности, вежливость и возможность позитивно влиять на жизни других людей. Такой однобокий подход способствует формированию отношения к работе и рабочего поведения, которые приводят к профессиональному выгоранию. Более того, из-за него люди не могут покинуть должность, негативно влияющую на их моральное и физическое состояние.
Когда условия и требования, с которыми вам приходится сталкиваться на работе, такие как трудовая нагрузка, степень самостоятельности и нормы межличностного поведения, превосходят вашу способность справляться с ними, возникает риск выгорания. Оно состоит из трех компонентов: истощение (потеря энергии), цинизм (потеря энтузиазма) и снижение работоспособности (потеря уверенности в себе и способности выполнять рабочие задачи). Однако вовсе не обязательно испытывать все три симптома одновременно, чтобы ощутить на себе тяжелые последствия выгорания. Например, если вы не верите в то, чем занимается ваша организация и ее руководство, не принимаете корпоративную культуру, то с большой вероятностью будете деморализованы, даже если эффективно справляетесь с работой.
Несмотря на то, что по большей части сотрудники вынуждены предотвращать или бороться с выгоранием самостоятельно, исследование показывает, что профессиональные и организационные факторы, чаще всего не подвластные контролю самих работников, способствуют появлению выгорания не меньше личных причин. Люди чаще всего сталкиваются с выгоранием на фоне таких обстоятельств, как нереалистично большие объемы работы, низкий уровень контроля, невежливость, буллинг (травля в коллективе), административные барьеры, низкий уровень социальной поддержки, нехватка организационных ресурсов, высокий уровень стресса руководителей и негативное поведение руководства. Организация, в которой распространено выгорание, похожа на эпицентр вспышки инфекционного заболевания. Многие демонстрируют симптомы болезни, а пагубные последствия сказываются на всей системе отношений между сотрудниками на работе и за ее пределами. К сожалению, в противоположность систематической медицинской помощи, которая снижает последствия эпидемий, симптомы выгорания зачастую остаются незамеченными, а сотрудники вынуждены справляться с ними в одиночку.
Это значит, что может настать момент, когда лучшим ответом на выгорание будет уход с должности или из организации. Несколько лет назад мне самой пришлось принимать такое решение. Тогда я работала на компанию, в которой было множество факторов риска профессионального выгорания и много выгоревших сотрудников. Я перепробовала ряд стратегий, чтобы повысить свою вовлеченность в рабочий процесс, например, создавала свою работу сама. Я искала способы принести пользу фирме, которая использовала мои таланты. Получив разрешение внести несколько незначительных изменений в мои условия труда, я смогла уделять больше времени задачам, которые считала значимыми, и меньше тем, которые мне не нравились. Я постаралась свести к минимуму взаимодействие с людьми, проектами и ситуациями, понапрасну отнимавшими у меня энергию.
Тем не менее, со временем моя возможность контролировать свою работу была существенно ограничена. Мне стали поручать больше вызывающих стресс заданий и лишили возможности заниматься тем, что приносило мне удовлетворение. Интенсивные занятия спортом, йога и медитация не дали желаемого результата, мне пришлось принимать транквилизаторы. Я не могла установить психологический барьер между собой и стрессом, окружавшим меня на работе. На выполнение привычных заданий уходило больше времени и усилий, и в результате я проводила на работе почти все время. Я всегда была нацелена на результат, поэтому чувство потери своих творческих способностей и эффективности приводило меня в ужас. Друзья заметили, что работа приносила мне несчастье. Я поняла, что, хотя увольнение повлечет коренные перемены в карьере и нежелательный переезд, на кону стояло мое здоровье.
Как понять, что пришло время увольняться, если вы чувствуете симптомы эмоционального выгорания? Вам помогут приведенные ниже вопросы.
Позволяет ли вам ваша должность/ваш работодатель быть лучшей версией самого себя?
Стабильная работа раскрывает ваши сильные стороны и позволяет демонстрировать максимальную эффективность. Одним из наиболее деморализующих факторов мои клиенты называют необходимость работать в условиях, которые ограничивают производительность до уровня значительно ниже их потенциала, таких как избыточная трудовая нагрузка, противоречащие друг другу задачи, неясные ожидания, нехватка ресурсов и отсутствие поддержки со стороны руководства. Постоянные преграды на пути к высокой эффективности негативно сказываются на потребности человека в самосовершенствовании. Кроме того, выгоревшие сотрудники приносят меньше пользы, чем те, кто работает в условиях, способствующих высокой производительности и заинтересованности. По мере усугубления моего выгорания я теряла мотивацию и показывала все худшие результаты. Не только компания причиняла вред моему здоровью — я сама вредила компании. Выгорание напоминает неудачные отношения: когда они перестают быть полезными для обеих сторон, а перспективы улучшения туманны, наступает время, когда их, возможно, лучше прекратить.
Насколько ваша работа/работодатель соответствует вашим ценностям и интересам?
Когда вы чувствуете, что ваши ценности и интересы совпадают с ценностями и нуждами компании, вы с большей вероятностью будете считать свою работу значимой и осмысленной. В случае же, когда такого соответствия нет, вы, скорее всего, не получите поддержки, необходимой для успешной работы. От этого страдает ваша карьера. Ценности моего работодателя, о чем свидетельствовали его поведение и практики принятия решений, противоречили моему стремлению к аутентичности, автономности, осуществлению позитивных перемен и созданию условий для профессионального роста. Несмотря на то, что у меня оставалась небольшая возможность приносить пользу, помогать коллегам и получать удовольствие от работы, положение дел было мрачным. Вместо того, чтобы пытаться разбить сад в пустыне, я решила найти плодородную почву где-нибудь еще и заняться тем, к чему у меня лежит душа.
Каким вам представляется свое будущее на этой должности/в этой компании?
Взгляните на ситуацию со стороны и оцените ее в долгосрочной перспективе, чтобы понять, столкнулись ли вы с временными неприятностями или с продолжительным скольжением по наклонной. Узнаете ли вы себя в старших сотрудниках компании? Дают ли они вам надежду на будущее? Перспектива прожить ту же жизнь, что и некоторые из моих старших коллег, повергала меня в ужас. Работа негативно сказывалась на их моральном состоянии, здоровье и настроении — для меня это было «звоночком». Я знала, что не хочу закончить так же. Вероятность, что я смогу пробовать свои силы в новых сферах или совершенствовать необходимые навыки, была минимальной. Мое будущее в этой компании сулило только стагнацию.
Как дорого вам обходится выгорание?
Выгорание может негативно сказаться на вашем здоровье, производительности, перспективах карьерного роста, моральном состоянии и отношениях с окружающими. В моем случае негативные эмоции, которые я приносила с работы, вредили моему браку, отношениям с семьей и душевному спокойствию. Сидя в кабинете семейного консультанта, и слушая, как мой всегда поддерживавший меня муж говорит «Я больше не чувствую к тебе сострадания», я смогла в полной мере осознать, какой ущерб выгорание нанесло мне и моей семье. Если вы не знаете, как выгорание отражается на вас, попробуйте спросить об этом своего любимого человека, членов семьи или близких друзей.
Если, ответив на эти вопросы, вы придете к выводу, что самым правильным решением будет покинуть свою должность или организацию, вы уже сделали к этому первый шаг. Возможно, вы не сможете уволиться сегодня же. Но, может быть, сегодня — день, когда вы начнете к этому готовиться: обновите резюме, начнете откладывать деньги, свяжетесь со специалистами в своей сфере и расскажете, что хотели бы сменить работу, найдете коуча или запишетесь на онлайн-курс. Именно с этого начинается возвращение к благополучию. Я, например, начала подрабатывать фрилансом, получила лицензию коуча и запросила дополнительный тренинг у моего работодателя (в рамках соглашения об увольнении) и в итоге превратила вереницу успешных проектов в осмысленную и любимую работу. Я уверена, что, если вы цените осмысленный и приносящий удовлетворение труд и очень хотите им заниматься, у вас есть все шансы реализовать свое право на интересную работу.
Моник Валькур