Представьте себе, что вызывает вас к себе начальник и дает такую вводную:
«Вы направляетесь работать в подразделение, имеющее самые худшие результаты по всей компании. В подразделении высока разобщенность и конфликтность, но, в то же время, любое руководство также воспринимается крайне негативно и, если в чем коллектив и проявляет единодушие, так это в различных формах саботажа и противодействия начальству. О лояльности компании говорить не приходится, умышленная порча имущества — обычное дело. Кроме того, мотивация сотрудников ужасающе низка, свои должностные обязанности они воспринимают как крайнюю форму надругательства над их личной свободой, а топ-менеджмент считают чуть ли не надзирателями, достойными, в лучшем случае, презрения.
Ваша задача — сформировать работоспособную команду, повысить производственные показатели, вывести данное подразделение из кризисного положения.
Ограничения — вы не можете управлять финансовыми составляющими мотивационной схемы; плохая ли, хорошая ли, но она не подлежит обсуждениям. Кроме того, вы не имеете права увольнять никого из имеющихся работников, это также не обсуждается. Ну и конечно, никаких угроз, запугиваний и прочих ужасов быть не должно, мы не на диком западе. В общем, ясна вам задача? Выполняйте! Да, кстати, о вашем гонораре. Он составит, ни много, ни мало, ровно две тысячи в месяц. Рублей, конечно. Ну, в добрый путь!»
Итак, теперь скажите о ваших чувствах! Ну, нецензурные выражения можно опустить. Что там у нас? Во-первых, «невозможно работать будучи связанным дурацкими ограничениями по рукам и ногам», так, во-вторых — «задача не решаема в принципе», ага, и конечно — «ни один уважающий себя профессионал за такие деньги…»
Отлично! А что вы скажете, если я возьмусь утверждать, что и задача решаемая и работать возможно, и, более того, я знаю десятки уважающих себя профессионалов, эффективно решающих аналогичные задачи именно за названные деньги? Вы принесете мне лед на голову? Вызовете врача? Конечно, спасибо за вашу заботу, но я не в бреду. Я действительно знаю таких людей. Впрочем, о них чуть позже.
А пока давайте попробуем прикинуть, сколько бы вам пришлось заплатить, реши вы пройти специальные курсы, обучающие работать так же? То есть — в крайне ограниченных условиях и с высокой степенью эффективности? Учитывая существующие расценки на бизнес-тренинги, полагаю, что речь должна идти о тысячах долларов! А если не учиться, а пригласить для решения проблемы сторонних консультантов, то и о десятках тысяч. Хотя, не факт, что сторонний консультант возьмется работать при таких ограничениях.
Я же, в свою очередь, возьмусь утверждать, что почти всю бездну управленческой мудрости вы могли бы приобрести не более чем за тысячу-полторы. Рублей. И то — в рассрочку. Вот такой вот парадокс…
Впрочем, довольно интриговать. Пора назвать вещи своими именами. Наверное, вы будете разочарованы. Рассуждая об этих легендарных профессионалах, я говорю всего лишь о представителях одной почетной, но совершенно непрестижной в наше время профессии. Я говорю об учителях.
И вот тут совершенно напрасно на ваших лицах появляется разочарование и уныние. Настоящего профессионала отличает, в первую очередь, способность находить возможности для профессионального роста практически везде, вне зависимости от того, чем он занимается. История восточных единоборств изобилует рассказами о том, как тот или иной мастер сидел под деревом и глядел на поединок кошки и змеи (двух богомолов, походку пьяненького прохожего и пр.). И вот, поглядев на это все, он создал свой удивительно эффективный Стиль Кошки (змеи, богомола, пьяницы и т. д.). Аналогичных историй много и в европейской традиции, про различных ученых, изобретателей, предпринимателей, размышлявших над решением той или иной проблемы и увидевших его (решение) в совершенно посторонних вещах или событиях.
В нашем же случае «вещи и события» не только не посторонние, а прямо таки даже имеющие прямую и явную связь с предметом наших профессиональных забот. Итак, чем может нам помочь педагогика в нашей нелегкой борьбе, то есть, работе с персоналом?
На самом деле, аналогии самые что ни на есть прямые. В школе — воспитательная работа, в компании — формирование корпоративной культуры. В школе — мотивация, в компании — мотивация.
Если говорить про корпоративную культуру, то весь спектр традиционных школьных приемов можно переносить в современную компанию практически без адаптации. Все эти стенгазеты, самодеятельность, тематические вечера, походы в кино и театр всем классом, диспуты, турпоходы, театрализованные представления, спортивные состязания, тимуровская работа и т. д. и т. п., все это труженики коммерческой сферы воспримут «на ура» и будет ваша корпоративность крепнуть, как на эпоксидном клею.
Если говорить про мотивацию — арсенал педагогических приемов практически исключает материальные формы и крайне ограничивает мотивацию негативную. Однако то, что осталось, «отцами и матерями» педагогики было доведено до вершин совершенства. Почитайте Макаренко, Сухомлинского, Иванова, заменяя «учиться» на «работать», а «ученики» на «сотрудники». Окажется, что возможности нематериальной мотивации персонала поистине огромны!
А про оценку, бишь аттестацию, я и вовсе не говорю! Это ведь основа школьной системы управления знаниями! И педагогическая мысль проработала это направление очень глубоко, сильно глубже всем известной архаичной пятибалльной системы. Например, на основе систематизации учебных задач Толингеровой и Голоушевой можно такие аттестации разрабатывать, что просто ах.
Как ни крути, задачи, стоящие перед управленцем в компании и перед школьным педагогом во многом схожи. С той лишь разницей, что у управленца в руках есть дополнительные инструменты влияния (возможность смены персонала, материальное стимулирование).
Кстати, оговорюсь — рассуждая о «педагогах» я вовсе не имею ввиду среднего учителя средней школы, скорее, совокупный опыт педагогических систем.
Так что, не ищите откровений в семинарах тысячедолларовых оргконсультантов! Учитесь по настольным книгам организатора воспитательной работы. А еще — вспоминайте свою школу, если есть там хоть что-то, заслуживающее воспоминания, да интересуйтесь у своих детей, коли таковые имеются — «Чем вы там в школе занимаетесь? Мне это для работы нужно!»
Леонид Жульев
По материалам «HR-Journal»