Весь бизнес — театр, сотрудники — актеры! Однако не всем корпоративным режиссерам удаются шедевральные постановки — искусством правильного распределения ролей владеют единицы. История о вечной проблеме несоответствия актеров исполняемым партиям.
Руководители предприятий, в ходе анализа процессов впервые столкнувшись с этим понятием, редко понимают, о чем идет речь, и чем бизнес-роль отличается от штатной организационной единицы. Но даже когда бизнес-процессы прописаны, и бизнес-роли определены, некоторый туман непонимания все же остается.
В этом ключе становится уместным употребление ряда метафор.
Представьте себе, что вы пришли в театр, купили программку, открыли ее… Что же вы там видите? Вместо перечисления исполнителей главных ролей спектакля (Отелло, Яго, Дездемона и так далее), там написано следующее: «Старший актер — Иванов, ведущий актер — Петров, актер — Сидорова». Хорошо, какие должности у наших любимых актеров, нам теперь понятно, но при этом неясно, какие они будут исполнять биз…, простите, роли в этом спектакле.
Проведем аналогию с бизнесом. Представьте, что ваш бизнес — это своеобразный «Большой театр». Все бизнес процессы в нем — спектакли. Представили? Если не получилось вообразить, то, пожалуй, не тратьте ваше время и не читайте далее — очевидно, что у нас с вами просто разное понимание реальности, данное нам в ощущениях. Для тех же, кто представил, продолжаю… У вас 100 актеров различного амплуа и различного профессионального уровня. То есть эти люди обладают различными навыками и знаниями.
Допустим, вам, наконец, пришлось замахнуться на Вильяма нашего, понимаете ли, Шекспира! Что вам для этого нужно? Во-первых, сценарий. Сценарий готов, бери и пользуйся. Далее… Очевидно, вам нужно взять с полки коробочку, на которой написано «Штатное расписание». В этой коробочке у вас полный порядок. Вся она разделена на определенное количество отделений, то есть ровно на столько отделений, сколько обычно бывает у таких коробочек в театрах вашего масштаба. Смотреть с высоты на четкость линий, которые отделяют одно отделение коробочки от другого, — одно удовольствие. Однако, приглядевшись, мы начинаем замечать, что многие отделения в коробочке пусты! Да-да, там никого нет, но эти отделения все-таки подписаны. Вот отделение «Пожарник», оно пустое. Вот отделение «Ведущий актер главных ролей» недавно освободилось. Отделение «Примадонна» тоже пустое. Но, несмотря на эту пустоту, настроение у вас, почему-то не падает… А почему? А потому, что в остальных отделениях коробочки мы видим какие-то шевеления. В них стоят, сидят, а иногда и лежат хорошо вам известные сотрудники вашего театра.
С теми из них, кто лежит, все понятно, — они ждут своих ролей, коими вы в силу особых причин пока обеспечить не можете… А есть и такие, кто не только стоят, но даже куда-то идут, а то и бегут во всю прыть. Сразу видно, эти актеры куда-то торопятся. Очевидно, им приходится исполнять не одну, а несколько ролей в различных спектаклях, а иной раз несколько ролей в одном спектакле, что само по себе иной раз вызывает веселый смех в зале (хотя по сценарию его там быть не должно).
Теперь, глядя сверху на замечательную коробочку, вам неожиданно приходит светлая мысль: а что, если попытаться поднять лежащих, а нервно бегущих — успокоить? Ведь всего-навсего нужно перераспределить роли в театре. Глядишь, и зритель перестанет ржать, когда на сцене один и тот же актер играет и Отелло, и Дездемону, и молодым дарованиям, наконец, достанется долгожданная роль.
Так, что нужно для того, чтобы не промахнуться? Во-первых, определить список свойств, которыми должны обладать актеры для каждой роли в ваших спектаклях. Во-вторых, произвести инвентаризацию вашего актерского фонда — определить, у кого какие навыки, умения и опыт. И, главное, не забыть о формальной стороне, — какими документами должны быть подтверждены эти замечательные свойства.
Далее мы производим сопоставления имеющегося на сегодня с тем, что нам нужно для того, чтобы спектакль, на который мы замахнулись, был поставлен!
Не расстраивайтесь, если вдруг окажется, что ваши актеры не дотягивают до требований классика. У вас, по крайней мере, есть два выхода из создавшейся ситуации:
-
Вы теперь точно знаете, кто вам нужен на главную роль, и можете затребовать от своей службы персонала найти по заданным характеристикам именно такого актера.
-
Просто отказаться от классики и играть в своем театре современников. Их пьесы, по крайне мере, такие запутанные, что если зал зайдется хохотом не в том месте, всегда можно списать на тупость современной публики.
Удачного вам сезона!
Михаил Кузнецов
По материалам «E-xecutive»