Недавно на семинаре по этике бизнеса американский юрист Мэттью Мюррей рассказал анекдот.
Человек долго блуждает по пустыне и наконец видит торчащую в песке бутылку. Открывает ее, из горлышка натурально появляется джинн: «Я выполню любое твое желание, о мой повелитель!» «Хочу домой», — говорит человек. — «Ладно, идем». Идут они, идут… «А нельзя ли побыстрей?» — спрашивает путник. «Можно. Давай руку», — говорит джинн. «Зачем?» — «Мы побежим!».
Публика недоуменно переглянулась…
После поездки в США, где чистота деловой репутации возведена в культ такой же, как политкорректность или женское равноправие, я понимаю, на что намекал Мэттью. К честному бизнесу не приобщиться по волшебству, ему предшествует путь, который каждый должен проделать сам. А в роли проводника выступает тот, кто первым воспринял этические стандарты, консалтинговые структуры, которые их внедряют (что само по себе неплохой бизнес), плюс общественные организации, поднявшие их как знамя. Особенность США в том, что эти стандарты защищены государством: на федеральном уровне и в законодательстве штатов.
Компаниям с годовым доходом свыше 6 миллионов долларов полагалось принять и собственный кодекс, определить меру ответственности за его нарушение, ввести в свою структуру отделы по этике, наладить систему внутренней отчетности: почтовые ящики, телефонные «горячие линии» с правом бесплатного звонка и анонимного заявления. Многие предприятия сами пожелали иметь такие программы, дабы не отставать от лидеров. Стали возникать региональные ассоциации специалистов по добросовестному бизнесу. Практичные американцы уловили, что доверие, репутация, здоровый корпоративный дух востребованы рынком. А Интернет разнес «этическую модель бизнеса» повсеместно.
Сейчас около 50 процентов американских корпораций, включая 95 из первых ста, имеют подразделения по этике, замыкающиеся на их вице-президентах. И если у вас нет кодекса, вы не культивируете совершенствование, открытость, порядочность в отношениях с клиентами, поставщиками, акционерами и обществом в целом, значит, с вашим бизнесом что-то не так.
— Перед приемом на работу и после хоть раз в день наш сотрудник слышит: мы хотим с твоей помощью добиться успеха, скажи, что тебе для этого нужно. И это не просто слова, это реальная атмосфера общего дела. Как при игре в дартс: этический кодекс бьет точно в яблочко, — говорила нам Лори Дэй, вице-президент крупнейшей в Айове и на Среднем Западе США компании по медицинскому страхованию «Веллмарк». — В то же время наш бизнес жестко регулируют власти штата, нас прессингуют конкуренты. И мы ввели правила, которые дисциплинируют персонал.
Что же это за правила? Пиво за ланчем исключается, курить в офисе запрещено — только на улице. Нельзя обслуживать фирмы, в которых у вас есть финансовые интересы, принимать «знаки внимания» на сумму выше 100 долларов в год, а если имеешь дело с госслужащими, то вообще ни дать, ни взять. Чтобы не оставалось недомолвок, сотрудники сообщают о подарках в специальной декларации.
Специалист по этике Гэри Левелл рассказал нам, что за прошлый год получил около 50 жалоб (в большинстве анонимных). Примерно десятая часть связана с сексуальными притязаниями, весьма невинными. Они рассматриваются с позиций «пострадавшей стороны»: если женщина просит, чтобы ее не похлопывали по плечу или не называли «милочкой», так тому и быть. Редкий случай: поступила жалоба от мужчины. Его коллега повесила на стене календарь с натурщиком и сказала: ты такой же красивый, как этот стриптизер. Нарушения не обнаружили, но календарь попросили снять.
Несколько сотрудников были уволены по типичному поводу: использовали служебные каналы электронной связи для частной переписки, речь шла о сексе и даже наркотиках. Федеральный закон один, но от компании к компании внутренние стандарты меняются — «Веллмарк» за нарушение этического кодекса даже увольняет. Хотя не исключено, что суд восстановит нарушителя.
В Бостоне, в маленькой, но гордой компании «Деловые ценности», прививающей оные акулам бизнеса (в числе ее клиентов — «Америкэн Экспресс», «Чейз Манхеттэн Бэнк», «Проктер энд Гэмбл»), нам был предложен тест. Сотрудник вашей фирмы, отвечающий за информационную безопасность, получил доступ к электронной почте служащих. И узнал о существовании любовной пары. Вам становится известным об этом. Ваши действия? Варианты ответов: 1) ничего не делать, у него есть право на просмотр всех сообщений, включая частные, 2) сообщить о своем открытии боссу, 3) сообщить о нем непосредственному начальнику, 4) предупредить парочку, что ее застукали.
Выбрали? А теперь правильный ответ – он под номером 3. У нас возник резонный вопрос: а если начальник сволочь? Нет, даже если он нормальный мужик, все равно, по логике вещей, должен поставить в известность своего начальника, тот — своего, и о тайне двоих узнает вся компания. Не есть ли это поощрение доносительства? Но принципы корпоративной этики диктуют единственно возможный выбор.
Чтобы не ошибиться с выбором, в американских корпорациях проводят дни деловой этики, тренинги, новичков обучают на модельных ситуациях.
По материалам lgz.ru