Многим из нас наверняка приходилось сталкиваться с таким явлением, как стукачество, — немало людей в результате жалоб «доброжелателей» потеряли работу. Можно ли защититься от информаторов или же доносительство — неизбежное зло, от которого нет спасения?
Само понятие «стукачество» считается обидным — каждый помнит, насколько постыдным было прослыть в детстве ябедой. Однако явление от этого не перестало существовать: вполне вероятно, что как минимум один из ваших сослуживцев регулярно ходит к шефу и открывает тому глаза на ситуацию в коллективе. Причем намерения у него исключительно благие. Более того, в жизни многих людей происходили ситуации, когда они сами выступали в роли доносчика, совершенно не считая себя стукачом. Как это бывает? Предположим, вам и напарнику поручили совместную работу, причем вы свою часть выполнили, а он и в ус не дует. Естественно, вы постараетесь поговорить с коллегой, а не встретив понимания с его стороны, пойдете к начальству.
Вот другая ситуация: увольняется ваш непосредственный руководитель, а вы, получив предложение занять его место, обнаруживаете кучу незавершенных дел, о которых никто даже не догадывается. Вряд ли вы захотите добровольно повесить на себя целый ворох проблем и, скорее всего, поставите в известность босса. Считается ли ваше поведение в подобных условиях жалобой? Несомненно, уволившийся сотрудник подумает именно так, но ваше начальство посчитает это своевременным информированием. Все дело в том, что понятие «донос» довольно расплывчато, граница между наушничеством и информированием очень тонкая.
Со знаком плюс или минус?
Как показывает практика, стукачи бывают разные. Одни бегут к шефу «по зову сердца и души», радея о благе организации и требуя справедливости. Как правило, они рассказывают о том, что, скажем, Иванов плохо выполняет свои обязанности, Петрова получает откаты, уволившийся коллега оставил после себя несделанную работу и пр. Иногда довольно сложно назвать это доносом, ведь речь идет о процветании компании. Случается и так, что человек вообще ни на кого не жалуется, а действует из добрых побуждений, желая помочь сослуживцу, но в итоге оказывает ему медвежью услугу.
Другая ситуация, когда один из сотрудников отправляется к начальству, чтобы облить вас грязью или поведать о ваших негативных высказываниях по поводу политики руководства с дальнейшим прицелом занять ваше место. Подобными методами обычно не пренебрегают карьеристы. Они преподносят сведения как бы между прочим, умело расставляя акценты. Среди таких работников много и тех, кто данным способом мстит за нанесенную обиду, — с помощью жалоб не так уж сложно выжить неугодного человека из фирмы.
Кроме того, ябеда, не исключено, пытается самоутвердиться за счет своих жертв. Не обладая особыми талантами, он хочет показать, что и остальные не семи пядей во лбу, зато у него есть несомненное достоинство — он лоялен. Нередко происходит и так: стукач пытается подстелить соломку и отвести беду от себя лично. Например, как только он осознает, что порученный ему проект будет провален, он загодя сваливает вину на других.
Впрочем, некоторые люди просто по природе своей любят наушничать и не могут спокойно смотреть на отступления от общепринятых правил. Такие неспокойные активисты всегда находят причину для недовольства. К счастью, подобных индивидуумов очень немного. Несколько больше тех, кто занимается доносительством по долгу службы. Взять, допустим, айтишников — им по инструкции положено отслеживать, с кем персонал переписывается, чем занимается на рабочем месте и какие сайты посещает.
Степень воздействия информатора на начальство (и, соответственно, вреда, который он нанесет) зависит от того, как поданы сведения и насколько авторитетен стукач. Скажем, если он работает давно и известен серьезным отношением к делу, а своим мнением делится с боссом нечасто, тот наверняка примет его слова к сведению. Если же речь идет об истерике, бегающем к шефу по любому поводу, то такой человек лишь раздражает руководство. Более того, у начальника, на которого выплескивается негатив, сформируется нелицеприятное мнение о самом ябеде, а не о тех, на кого он жалуется.
Работа для ума
Вычислить информатора вполне реально. Присмотритесь к коллегам, особенно к тем, кто непрестанно ходит к руководству или задерживается в офисе. Обычно в их числе карьеристы или перфекционисты, часто получающие премии даже при меньшем объеме выполненной работы, отсутствии таланта и явных результатов труда. Такие люди находятся в хороших отношениях со всеми, но при этом рассказывать о себе не стремятся, а вот вызвать на откровенность окружающих всегда рады. Чтобы не обидеть необоснованными подозрениями неповинного сослуживца, проведите эксперимент: расскажите ему одному о каком-нибудь проступке, который считается незначительным нарушением с точки зрения нанимателя. Если шефу станет о нем известно, значит, вы не ошиблись в своих догадках.
Имея представление о личности стукача, вы получаете возможность спрогнозировать, насколько опасным он окажется лично для вас. Бороться с информатором очень сложно, поскольку у вас, по сути, нет методов воздействия — не устраивать же драку! Остается только соблюдать технику безопасности. Воспринимайте шептуна спокойно, как неизбежное зло, но постарайтесь избегать его общества и не делитесь никакими сведениями: не пускайте его в свою личную жизнь, не высказывайте свое мнение по поводу начальства, в общем, не давайте «агенту Цыплакову» никаких козырей. В противном случае вы рискуете подпортить себе карьеру.
Если вы питаете страсть к интригам, попробуйте бороться, например попытайтесь выжить стукача из организации. Для этого придется прилюдно рассекретить его — обычно такой человек не думает, будто совершает что-то плохое, и если весь коллектив окажется единодушен в негативном отношении к доносчику, тот скорее всего, покинет фирму. Если информаторов несколько, можно вообще стравить их между собой, так что им будет чем заняться и отвлекаться на остальных работников они не станут.
Кстати, мне как-то даже удалось использовать ябеду в своих интересах. Будучи долгое время исполняющим обязанности и устав от такой ситуации, я поделился с сослуживцем, который, как мне стало известно, частенько сдавал коллег директору, планами перейти в другую компанию. Буквально через несколько дней вопрос о моем официальном назначении был решен. Так что имейте в виду: такие люди иногда приносят и пользу.
По большому счету гарантированно устранить информатора получится только у руководителя. Для этого достаточно всего лишь наказать подчиненного за кляузничество и не принимать во внимание его слова. К сожалению, такая политика встречается нечасто — мало кто признается, но обычно начальство хочет знать, что происходит в организации, чем дышат подчиненные. Сейчас для этого используют различные методы: открывают горячую телефонную линию, создают отдел этики, электронный почтовый ящик, специально предназначенный для отправки анонимных жалоб. Под таким прикрытием ни одному ябеде не грозит разоблачение и месть со стороны жертвы.
Как правило, внутрифирменные доносы культивируют в учреждениях, где у руля стоят авторитарные боссы. Конечно, в уставах данные правила не прописаны, однако негласно наушничество поощряется. Так, когда я устраивался в компанию, руководитель ее службы безопасности, проводивший предварительную беседу, предложил приходить к нему в любое время, если я замечу, как коллеги говорят то, что «не положено», или работают не во благо организации. Хорошо хоть соответствующую бумагу подписать не предложил…
В отечественных фирмах стукачеству всегда противостояла круговая порука — наш человек в большинстве случаев считает позорным ябедничать на тех, кто трудится рядом, и предпочитает скрывать чужие проколы. Однако в последнее время эксперты отмечают увеличение количества компаний, где добровольные доносы со стороны персонала поощряются тем или иным способом (вплоть до выплаты премий). Вполне солидные корпорации возводят информирование в ранг корпоративной ценности, называя его «деятельностью по усилению контроля над персоналом».
Возможно, наши бизнесмены просто перенимают опыт западных коллег. Поинтересуйтесь у тех, кто работает в европейской или американской организации либо вообще живет за границей, как у них обстоят дела с корпоративными доносами. Вы удивитесь: у них не существует даже такого понятия, как стукачество, — речь идет не о жалобе, а об активной позиции законопослушного гражданина. Готовность заложить ближнего воспитывается с детства — человек не имеет права скрыть сведения о том, что кто-то нарушает правила или законы: не платит налоги, не закрыл сейф, отлучившись со службы, долго разговаривал по телефону о личных делах в рабочее время. В ходе исследований выяснилось, что не меньше 60% жителей США считают себя обязанными пожаловаться, столкнувшись с «неуважением к государству» или различными отступлениями от установленных норм. Масштабы впечатляют: возле кабинетов начальников выстраиваются очереди. Более того, в компаниях есть профессиональные доносчики, получающие за свой «труд» деньги.
Возле вас я задыхаюсь
Исходя из вышесказанного, можно ли сделать вывод, что в жалобах нет ничего необычного, и спокойно влиться в ряды стукачей? Не все так просто. Замечено, что в фирмах, где наушничество в порядке вещей, снижаются мотивация персонала и, соответственно, результаты работы, повышается текучка кадров. Причем в первую очередь уходят лучшие специалисты — кому хочется доказывать, что ты не верблюд? К тому же всегда есть вероятность, что тебя оболгут просто из стремления получить твою должность. В некоторых компаниях полученную информацию принимают на веру. Впрочем, даже если сведения проверят и убедятся, что они ложные, неприятный осадок останется.
Если вам претит подобная атмосфера, психологи советуют сменить нанимателя. Тем более что процветание стукачества говорит о наличии проблем в организации: либо шеф не в состоянии нормально управлять подчиненными и не пользуется у них авторитетом, либо обязанности специалистов определены нечетко, либо служащих связывают родственные или близкие отношения.
Хороший руководитель и без ябед разберется в обстановке, сложившейся в компании, просто разговаривая с сотрудниками, задавая им правильные вопросы и выслушивая ответы. И это не будет доносительством — таковым является лишь случай, когда стукач не может повторить свои слова, глядя в глаза человеку, на которого жаловался начальнику наедине.
По материалам Zarplata.ru