Женщинам-менеджерам возвращаться из декрета сложнее, чем рядовым сотрудницам. Работодатели ждут их на работе едва ли не сразу после родов. Одним ставят жесткие условия по срокам, другим за быстрое вливание в бизнес-процесс выплачивают премии...
По договоренности с руководителем любая сотрудница компании Pricewater-houseCoopers, выходя из декретного отпуска, может частично работать из дома, иметь неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, перечисляет старший менеджер отдела персонала Светлана Круглова. Партнер компании Екатерина Осипова не преминула воспользоваться этой возможностью. Когда в 2003 г. она родила первого ребенка и вышла из декретного отпуска, первые два месяца ей разрешали работать сначала три, потом четыре дня в неделю. «Со вторым ребенком в декрете я пробыла полтора года, но и сейчас стараюсь выстраивать такой график, чтобы один день в неделю работать дома», — рассказывает она. — В компании я возглавляю отдел по управлению рисками, где из четырех сотрудниц две — молодые мамы, работающие дома, — делится Осипова. — Одна — старший менеджер и свою работу делает ничуть не хуже, чем в офисе». Но, отмечает Круглова, политика компании по отношению к партнерам отличается от той, что распространяется на остальных сотрудников.
Трудно возвращаться на работу
В апреле – мае 2008 г. компания Korn/Ferry International провела исследование Executive Quiz, в котором приняли участие топ-менеджеры из 50 стран. 56% из 1120 респондентов на вопрос, трудно ли матерям возвращаться на работу, ответили утвердительно. 22% заявили, что пять лет назад было еще тяжелее, 27% оценили ситуацию без изменений, еще 42% посчитали, что выходить на работу после декрета стало легче. 74% высказали мнение, что введение преференций для работающих родителей никак не ущемляет права бездетных сотрудников, и лишь 6% с этим утверждением категорически не согласились.
Теория и практика
Особые условия для женщин-руководительниц — явление не массовое. 49% работодателей не готовы предоставлять свободный рабочий график женщинам топ-менеджерам, вышедшим из декретного отпуска, говорится в майском исследовании компании Korn/Ferry International.
«Меня ждали на работе уже через месяц, — рассказывает Оксана Набок, управляющий партнер консалтинговой компании Train your brain, ранее работавшая вице-президентом по персоналу в рекламном холдинге ADV Group. — Вышла я все же через три месяца и попросила свободный график или хотя бы частичную занятость. Руководство на это не пошло — я работала, как и все, с 9.00 до 19.00, и ездила в командировки в Европу». HR-директор ADV Group комментировать ситуацию отказался.
Татьяна Чернышова из декрета выходила и вовсе в новую компанию — на должность HR-директора подразделения потребительских товаров Johnson & Johnson (прежний работодатель, как оказалось, нашел ей замену): «В Johnson & Johnson с самого начала у меня не было формальных договоренностей с работодателем. Просто в любой момент я могу денек поработать дома». Для матерей с маленькими детьми в компании практикуется и ненормированный рабочий день, а тем, кто решил воспользоваться отпуском по уходу за ребенком, может выплачиваться часть оклада в виде бонуса, если женщина продолжает работать из дома. «У нас в подразделении почти все члены совета директоров имеют право на так называемый home office, — делится Чернышова. — Но это не столько завязано на материнстве, сколько является признанием того, что топом должен поддерживать баланс между работой и семьей».
Материнский капитал
Большинство работодателей за досрочный выход сотрудниц из декрета. Некоторые поощряют это премиями. В PwC, например, если сотрудница выходит на работу раньше, чем через шесть месяцев после рождения ребенка, ей выплачивают бонус в размере двух заработных плат, а если до года — в размере одной зарплаты, рассказывает Круглова. По ее словам, это правило распространяется на всех женщин независимо от должности и стажа работы в компании.
В представительстве американской IT-компании DataArt, по словам вице-президента по персоналу Татьяны Андриановой, 140 рабочих дней декрета женщина получает полную зарплату. «Обычно сотрудницы компании уходят за месяц до родов и возвращаются, когда ребенку исполняется шесть месяцев, — продолжает Андрианова. — Но если кто-то хочет начать работать раньше, они это могут делать дома, а неиспользованные дни декрета добавляются к отпуску или компенсируются деньгами». Когда женщина не хочет выходить по истечении 140 дней, с ней заключают особое соглашение: обычно это ползарплаты следующие полгода. Большинство руководительниц компании, отмечает Андрианова, выходили раньше положенного срока и получали дополнительные дни отдыха или компенсации.
Оставить не готовы
В некоторых случаях женщины-менеджеры и сами не готовы надолго оставлять бизнес. «В декретный отпуск я ушла за две недели до родов, но до того работала в свободном режиме — могла позже приехать, отпроситься к врачу, — делится Марина Дембицкая, директор дирекции пластиковых и стандартных продуктов национального банка «Траст». — Однако сразу же был снят вопрос командировок». На полный рабочий день Марина вышла через три месяца после рождения ребенка без дополнительных бонусов, да и декретный отпуск ей оплачивался строго по больничному листу. Зато по договоренности она и до сих пор может попросить о свободном графике, и руководство идет ей навстречу.
Ольга Белова, руководитель подразделения специализированных исследований компании Nielsen, сидела c ребенком до семи месяцев. «Но, выйдя на работу, сотрудник должен заниматься работой — такова установка компании», — говорит Белова, добавляя, что, хотя она и имеет возможность иногда работать дома, за последние три месяца воспользовалась ею лишь раз.
По материалам «Ведомости»