Сотрудники многих компаний готовы помогать владельцам бизнеса бороться с мошенничеством внутри предприятия, но сами фирмы не всегда предоставляют персоналу такие возможности. В частности, недостаточно эффективно используются возможности «горячих линий» и остается непродуманным вопрос защиты информатора. К такому выводу пришла компания Ernst&Young, изучая вопросы содействия персонала в пресечении мошенничества внутри компании.
Исследование в отношении мошенничества, взяточничества и коррупции внутри компаний проводилось Ernst&Young в марте 2007 года в 13 странах. В анонимном опросе по домашнему телефону во внерабочее время приняли участие 1300 сотрудников международных компаний, по 100 человек от Австрии, Франции, Германии, Испании, Италии, Голландии, Швейцарии, Великобритании, Чехии, Венгрии, Польши, Словакии и России.
Данные опроса E&Y свидетельствуют, что в большинстве компаний отсутствуют средства контроля мошеннических действий, которые ожидают сотрудники. Помощником в сложных ситуациях, по мнению 88% опрошенных, мог бы стать кодекс корпоративной этики, в котором должны быть прописаны правила жизни фирмы. Правда, во многих компаниях этот документ стоит в виде украшения на полке руководителя. О том, что кодекс реально действует, сообщили лишь 62% европейских респондентов. В России 46% опрошенных вспомнили, что такой документ они подписывали при приеме на работу, но не уточнили, работает ли он.
Тем не менее, у компаний и помимо использования кодекса есть возможность получить необходимые сведения о мошенничестве внутри фирмы, если руководство способно услышать голос персонала. Лишь 45% респондентов утверждают, что они могут свободно высказать свои подозрения, в то время как в Европе этот показатель равен 57%. Основная причина, по которой работники отказываются сообщать о фактах мошенничества или взяточничества, боязнь мести.
Судя по данным исследования, россияне боятся мести коллег куда больше, чем европейцы. Большинство (62%) готово сообщить информацию по «горячей линии» компании, но анонимно. Причем 73% убеждены, что коллеги тоже «стучат», а 79% уверены, что «стучат» и их поставщики, и клиенты.
Европейцы же в 79% случаев предпочтут сообщить о своих подозрениях непосредственному начальству. Доля остальных, готовых последовать их примеру, равна лишь 34%. Исследование также показало, что соотечественники не доверяют службе персонала и юридическому подразделению компании: им сообщить о возможных нарушениях готовы лишь 23% опрошенных, в то время как в Европе этот показатель равен 43%. Между тем примерно равное количество (24%) готовы обратиться напрямую в правоохранительные органы с обвинениями, например в коррупции.
Эксперты делают вывод, что в борьбе с мошенничеством компаниям в СНГ необходимо уделять больше внимания организации работы «горячих линий» и защите информаторов. «Несмотря на то, что процент компаний, имеющих «горячие линии», ниже, чем в Европе, доля сотрудников, использующих их, значительно выше», объяснил руководитель группы по расследованию мошенничеств и содействию в спорных ситуациях E&Y.
Между тем вице-президент компании AGA Management убежден, что почва для мошенничества непрозрачность самой компании, поскольку оптимизационные решения акционеров это огромное поле для мошенничества менеджмента. А наиболее эффективной мерой борьбы с мошенничеством внутри корпорации в России сегодня может быть только сильная служба безопасности.
По материалам Rbcdaily.ru