Если хочется кого-то убить и растоптать, нужно успокоиться, сделать глубокий вдох, думать о розовом фламинго… как славно было бы завязать узлом его мерзкую длинную шею. Я не хочу ровно дышать! Я хочу закатить скандалище. Между прочим, по мнению специалистов, это иногда помогает достичь цели не хуже, чем чудеса дипломатии.
Ученые говорят, что выбросы норадреналина со всеми описанными проявлениями случаются у взрослого мужчины минимум раз в неделю, а то и много раз на дню. У женщин гораздо реже. Так придумала природа: к самкам, которые вынашивают детенышей, она относится бережно, а самцов жалеть не за что, пусть побеждает сильнейший. Природа даже сама подначивает их: «А ну-ка, подеритесь!». И самцы сражаются между собой за дефицит — за самок, за еду, а в последнее время за уважение в обществе. И иногда достигают желаемого результата.
Контроль над инстинктами необходим. Если твой кулак совершенно автоматически нокаутирует собеседника на середине фразы «Послушай, мужик, пропусти вперед, у меня без сдачи», тебе стоит учиться сдерживать импульсы. Но с другой стороны, эту энергию можно направить в нужное русло, чтобы она работала на тебя.
Наезд на продавца
С кем скандалим: С теми, кому ты платишь деньги (поставщики, работники торговли и сферы услуг).
Цель: Повысить качество товаров и услуг, снизить затраты. Затевая скандал, ты, во-первых, обозначаешь непоколебимость своей точки зрения, а во-вторых, демонстрируешь личную заинтересованность в заключении сделки (в конце концов, ты мог бы безо всяких скандалов обратиться к их конкуренту). Для солидной фирмы эта вторая сторона вопроса может быть решающей: увидев твою заинтересованность, они пойдут на уступки.
Тактика: Чем выше уровень фирмы, тем проще. Коль скоро у них «клиент всегда прав», попробовать стоит. «Официант, кажется, я не заказывал таракана?!» Если выбрать нужный уровень громкости, тебя может услышать их начальство, другие клиенты, посетители в приемной. От тебя как минимум захотят отвязаться по доступной (для них) цене.
Чем ты рискуешь: Разочароваться в рыночной экономике, свободной конкуренции и человеческой природе. Мелкие халтурщики могут понять твой крик как признак слабости: если ты не отказался от обеда немедленно после обнаружения таракана в супе, из тебя можно веревки вить.
Наезд на подчиненных
С кем скандалим: С зарвавшимися, некомпетентными, не знающими своего места ничтожествами.
Цель: Напомнить, кто тут главный.
Тактика: Опытный руководитель-самодур в таких случаях обходится без крика, а иногда вообще без слов. Например, если вы оба сидите за столом, оккупируй большую его часть своими вещами. Проходи в дверь первым. Говори о том, что ты хорошо знаешь, а он нет. Старайся экономить слова, а уж если говоришь, то медленно, четко, низким голосом (древний инстинкт подскажет этому млекопитающему, что, чем ниже рык, тем больше у собеседника тестостерона и тем он, в конечном счете, сильнее). В крайнем случае скажи прямо: «Решения здесь принимаю я».
Чем ты рискуешь: Если ты привыкнешь заявлять о своей власти при любом случае, подчиненные станут безвольными, как овечье стадо, и столь же плохо управляемыми.
Наезд на друга
С кем скандалим: С приятелем, которым ты дорожишь.
Цель: Отнюдь не порвать отношения — наоборот, стать ближе. Выяснить недоразумения. Дать ему шанс изменить то, что тебе в нем не нравится.
Тактика: Пойми, что именно тебя в нем раздражает или в чем проблема. То, на что ты списываешь свои негативные эмоции (например, его привычка подтягивать брюки на коленях, садясь на стул), — это не всегда то же самое, что тебя действительно в нем раздражает (возможно, это его умение красиво одеваться). Выбери самое обоснованное обвинение и заяви о нем как о факте: «Когда ты открываешь пиво об мой письменный стол, я каждый раз переживаю кризис. У меня, кстати, есть открывалка». Другими словами: факт + как это действует на тебя + чего бы ты хотел. Никогда не спорь о том, как вообще правильно открывать бутылки, и не ставь в конце вопросительных знаков («До каких пор?..»). И то и другое — недопустимое насилие: ты вынуждаешь собеседника изменить себя или хотя бы реагировать на твой вопрос ответом («дать отчет»). А вот обозначить сферу собственных интересов и заставить других ее уважать — это насилие вполне приемлемое.
Чем ты рискуешь: Обидится. Уйдет. В ответ ты услышишь, что он раз 40 просил тебя найти открывалку. А возможно, ты узнаешь о себе что-нибудь новое (подумай заранее, что его может раздражать в тебе).
Наезд на подругу
С кем скандалим: С лучшей на свете девушкой.
Цель: Взаимопонимание. Женщины не так уж нелогичны, как некоторые думают, но язык эмоций они понимают несравненно лучше рациональных доводов. Циничные психологи утверждают, что отсутствие скандалов — первый признак того, что отношения катятся к финалу и никакого взаимопонимания никому уже даром не надо.
Тактика: Теоретически в этом случае применимы те же правила, что и при скандале с другом. Но на практике все свои принципы тебе придется получше замаскировать. Если девушка заподозрит, что ты действуешь по заранее продуманному плану, тебе не поздоровится. Спонтанность реакций и неподдельность эмоций женщины ценят значительно выше, чем даже правоту в споре. Собственно, возможно, что все ее возмутительное поведение (недельная игра в молчанку, немытая посуда и расставленная на твоем письменном столе рассада аквилегии) — это как раз ее способы вызвать у тебя искренний эмоциональный отклик. Как только ты издашь первый истерический вопль, девушка с готовностью тебя поддержит и повернет разговор именно на те проблемы, которые на самом деле омрачают твое с ней совместное счастье (может, аквилегия вообще тут ни при чем, но она считает, что тебе пора съездить на дачу к ее родителям). Тут от тебя требуется только одно: продолжая от души ругаться, попробуй краем уха услышать ее точку зрения и понять ее. В конце дискуссии ожидается торжество взаимопонимания над мелочными придирками. Катарсис, слезы и секс.
Чем ты рискуешь: Покупкой новой посуды. Если твоя эмоциональная реакция недостаточно чистосердечна, если в ней слышится снисходительность или ты пытаешься говорить с позиции силы, девушка сразу это поймет и решит, что лучше дать тебе еще чуть-чуть дозреть. Молчанка продолжится, возможен временный уход к маме, а аквилегию дополнит шигелла распространяющаяся (разновидность «пахучая»).
Наезд на коллег
С кем скандалим: С товарищами по трудовом фронту, в том числе вышестоящими.
Цель: Производственные успехи и материальные стимулы. Формальные правила офисного этикета обычно работают на пользу дела, но иногда через них полезнее переступить.
Тактика: Первым заговорить вслух об известной всем проблеме особенно трудно (а потому ценно). Идеальная форма: «Мне не нравится, что я не понимаю, зачем мы делаем стулья с двумя спинками». Принцип все тот же: начинай со своей собственной проблемы, не навязывай ее никому с помощью риторических вопросительных знаков. И не обобщай: «Кто-нибудь тут вообще соображает, что мы делаем?» — это уже лишнее. Собственным уходом на другую работу можешь пригрозить наедине с боссом (коллег твоя спекуляция на собственной незаменимости только разозлит). Да и то в том случае, если ты сам уверен в том, о чем говоришь. Иногда такие угрозы действительно приходится осуществлять.
Чем ты рискуешь: Выживут из коллектива или уволят с работы, а на другую не возьмут. Или снисходительно разъяснят некомпетентному зазнайке, зачем у этих стульев две спинки.
Наезд на незнакомца
С кем скандалим: С уличным хамом.
Цель: Самозащита, спасение очаровательных женщин с последующей наградой. Репутация героя.
Тактика: Здесь особенно важно понять, чего добиваешься, и действовать в этих пределах. Если ты хочешь защитить покой красивой девушки, не стоит гнаться за обращенным в бегство противником (тебе ведь и надо было, чтобы он исчез). Если единственный способ защититься — физическое насилие вплоть до нокаута, тогда не трать время на проведение беседы на тему «Так вести себя нехорошо». «Я хочу преподать негодяю урок» — пример заведомо неправильной формулировки цели. Педагогика тут ни при чем.
Чем ты рискуешь: Синяки, переломы и проблемы с Уголовным кодексом.
Наезд на посетителя
С кем скандалим: С рекламным агентом, назойливым гостем или занудным собеседником.
Цель: Защитить свой личный покой.
Тактика: Возможно, от природы он человек застенчивый, но на психологическом тренинге ему внушили, что собеседник его не съест, не убьет и не пустит на донорские органы. Заставь его усомниться в этих постулатах. В конце концов, он играет на твоей вежливости ради своих презренных целей — отчего бы тебе не сыграть на его демонстративной невозмутимой корректности? Разыграй контролируемую агрессию или честно скажи: «По-моему, вам пора».
Чем ты рискуешь: Легкое чувство вины и репутация грубияна.
Наезд на публику
С кем скандалим: С кем угодно, но в присутствии зрительской аудитории.
Тактика: Для скандалов в повестке дня собраний часто предусмотрен пункт «Прения». Если ждать невмоготу, поможет жестикуляция, вопросы оратору с места или громкие комментарии. Главное в этом деле — вызвать смех аудитории (иначе тебя будут воспринимать как досадную помеху). Не забывай, что это не драка, а шоу и зрители должны получать удовольствие. Телеведущих, политиков и звезд эстрады этому учат имиджмейкеры. Пространство для маневра довольно узкое: недобор никто не заметит, перебор чреват обратным эффектом. Тренироваться лучше на дружеских вечеринках.
Чем ты рискуешь: Выберут в депутаты и/или забросают помидорами. Бремя известности или репутация шута полезны в шоу-бизнесе, но менеджера банка все это вряд ли украсит.
Наезд на участника дорожного движения
С кем скандалим: Главное — не наезжать на пешеходов, ни в каком смысле. Они всегда правы по определению. А вот реализовать свое право проезда через толпу бессмысленно бибикающих неврастеников иногда можно силой.
Цель: Проехать куда надо.
Тактика: Выход из машины с монтировкой и громогласные комментарии к ПДД ни к чему хорошему не приведут. Если тебе надо ехать, так и делай. Звуковой сигнал заставит большинство водителей рефлекторно притормозить, и мало кто решится со всей дури впаяться тебе в бок, даже если ни малейших прав преимущественного проезда у тебя нет. Поскольку доказательство своей крутизны не является твоей целью, не трать время на страшные рожи и угрожающие жесты — держись за руль, внимательно следи за обстановкой и используй возможности. А потом уезжай, пока не догнали.
Чем ты рискуешь: Собственной машиной и нервными клетками. Может, не так уж ты спешишь?
Зачем надо скандалить
Цель скандала — достижение результата. Это самое главное, что надо запомнить, если хочешь поставить собственный норадреналин на службу полезному делу. Беда в том, что через пару секунд перепалки о результатах как-то забываешь и остается только желание р-р-растер-р-рзать врага, чтобы не поганил своим наглым видом мировую гармонию. Поэтому, решаясь на противостояние, первым делом ясно скажи себе, чего ты намереваешься достичь. Кроме непосредственного разрешения спорной ситуации, у скандала могут быть и другие цели:
Сломать формальные барьеры между людьми, достичь взаимопонимания, спровоцировать на откровенность, в конечном счете — стать ближе.
Или наоборот — установить барьеры и поставить на место зарвавшихся хамов.
Встряхнуться, преодолеть апатию и депрессию, разрядить напряжение.
Продемонстрировать противнику или третьей стороне свою власть, силу и сексуальную привлекательность.
Привлечь внимание к себе и к своей проблеме.
Сочетать разные цели иногда получается, но чаще чем-то приходится жертвовать. Кровавая драка с официантом и последующее слезное братание навредит твоему имиджу в глазах приглашенной на ужин девушки. И наоборот, поразив референтку Свету своей брутальностью на переговорах с иностранным поставщиком, ты вряд ли добьешься от него выгодной сделки.
Техника безопасности
Психологи считают, что агрессия и тревога — это, в сущности, две стороны одного механизма. Чтобы агрессия работала на тебя, а не против, надо ее правильно дозировать. Небольшая доза норадреналина обостряет способности, избыток — блокирует их. При неумеренной агрессивности могут случиться неприятные казусы.
Высока вероятность сказать что-нибудь лишнее или выболтать тайны, о чем потом приходится жалеть.
В пылу ссоры часто произносятся страшные угрозы. Потом их приходится либо выполнять с ущербом для себя, либо приобретать репутацию слабовольного болтуна и скандалиста.
Почти невозможно услышать противника и сделать выводы о его слабых местах.
Наконец, Уголовный кодекс отрицает не только физическое насилие, но и чересчур неформальную лексику.
В древности для таких случаев существовали кодексы рыцарских турниров и сложнейшая культура дуэли. В спортивных поединках всегда есть правила и судьи. А тебе во всех случаях не помешает здравый смысл.
Как не надо скандалить
Иногда для победы достаточно просто выпустить наружу дремлющего в тебе троглодита. Испугавшись твоих нечленораздельных ругательств, враг немедленно капитулирует. Однако с членораздельной речью все сложнее, и некоторых ошибок следует избегать.
Обобщение Если подруга прокипятила твой зеленый свитер вместе с белыми джинсами, не стоит говорить, что так ВСЕГДА делает ее мама (на которую она ВООБЩЕ похожа) и обе они НИКОГДА тебя не понимали. Глобальные истины, как правило, мало относятся делу.
Проповедь «Вы ДОЛЖНЫ понимать, что служебная дисциплина ТРЕБУЕТ от вас…» Собеседника одолевает зевота: может он что-то кому-то и должен, но выслушивание моралей вряд ли относится к его прямым обязанностям.
Логика «Давай РАЗБЕРЕМСЯ, в чем ты не прав». Ни малейшей охоты разбираться у противника нет, тем более что твои выводы он знает заранее (иначе зачем тебе было затевать скандал?). Чтобы разбираться, нужно успокоиться и отбросить предрассудки, а уж если ты ринулся в атаку, забудь о логике и дай слово эмоциям.
Психоанализ «Кажется, я догадываюсь, ПОЧЕМУ ты потушил окурок о монитор моего компьютера. Пойми, что подсознательно тобой руководило желание сломать барьер официальности в наших отношениях…» Скорее всего, ты взялся анализировать психику негодяя только для того, чтобы посильнее его обидеть, и уж это-то он прекрасно понимает (опять же подсознательно). Может, ему и вправду нужна помощь психолога, но твоя бесплатная консультация застанет его врасплох.
Похвала «Ты же РАЗУМНЫЙ человек и НЕПЛОХОЙ работник…» — а он считает, что он ангел во плоти и непризнанный гений, так что твои задушевные оговорки, во-первых, еще больше его разозлят, а во-вторых, продемонстрируют твою слабость.
Риторические вопросы «Нет, ну скажи, СКОЛЬКО МОЖНО надо всеми издеваться?» Вопросы провоцируют соперника на более активную оборону, поскольку они предполагают ответные реплики.
Юмор Шутки над противником помогают развлечь аудиторию, но в ссоре один на один останутся неоцененными. Вряд ли этот хам поверит, что его привычка лезть без очереди — последствие родовой травмы, зато наверняка обидится и испытает норадреналиновый взрыв. Такой же, как у тебя, или сильнее. Зачем же отдавать в руки мерзавцу свое собственное оружие?