Чистыми руками — к чистому сердцу
Во многих языках существуют фразы, связывающие телесную и моральную чистоту. Мы активно пользуемся выражениями «нечист на руку», «отмыть деньги», «грязная душа» и т. д., особенно не вдумываясь в эти совпадения. Но случайны ли они? Идея проверить, существует ли на самом деле эта связь пришла к психологу Чень-Бо Чжун, тоже случайно, после того, как он заметил некую закономерность — во многих фильмах убийцы, после очередного акта насилия, непременно отправляются в ванную мыться, «смывать грехи».
Леди Макбет: Прочь, проклятое пятно! Прочь, говорю я.
Шекспир, «Макбет»
Здесь можно вспомнить не только Шекспира с его Леди Макбет, но и прокуратора Понтия Пилата, «умывающего руки» при вынесении приговора Иисусу — все они пытались водою очистить себя от чувства вины. Исследователи пошли в своих интерпретациях еще дальше, и напоминают нам, что ритуальные омовения, предваряющие общение с Богом существуют во всех крупнейших мировых религиях …
Не оспаривая у Шекспира прав первенства в открытии этого феномена, американские психологи Чень-Бо Чжун и Кати Лильенквист экспериментально подтвердили его и описали как Макбет-эффект (иногда его также называют синдромом Понтия Пилата). Эффект состоит в том, что люди, которые чувствуют себя виновными, совершив серьезную ошибку или сделав нечто постыдное, ощущают себя «грязными» не только в моральном, но и в физическом смысле и оттого испытывают желание вымыться, «смыть» с себя воображаемую грязь.
…А нечистым трубочистам — стыд и срам
Гипотезу о связи между идеями ментальной и физической чистоты психологи проверяли со всех сторон. Так, в одном из экспериментов испытуемых разделили на две группы, одних участников просили вспомнить какой-нибудь неблаговидный поступок из своего прошлого (ложь, обман), а других — наоборот, случай альтруистического поведения. Затем все они получили задание вставлять в слова пропущенные буквы. Специально подобранные слова, например W _ _ H можно было дополнить несколькими способами, например, WASH (мыть), WISH (желание) или WICH (ведьма); S _ _ P — соответственно как SOAP (мыло) или SOUP (суп). Выяснилось, что испытуемые, которые вспоминали про свои неблаговидные поступки, гораздо чаще дополняли их словами с «очистительным» смыслом, чем те, кто предавался более приятным воспоминаниям.
В другом эксперименте после такого же припоминания высокоморальных и аморальных поступков студентам в качестве компенсации предлагали выбрать себе подарок. Оказалось, что испытуемые с чувством вины из предложенных авторучек и антисептиков чаще выбирали антисептические средства. Тогда как студенты без чувства вины выбирали и те и другие подарки примерно с одинаковой частотой.
На виновных воду возят?
Установив, что виноватые люди стремятся к чистоте, Чжун и Лильенквист решили уточнить, что же дает им очистительное омовение. В следующем эксперименте добровольцев снова просили вспомнить какую-нибудь неблаговидный поступок и напечатать на компьютере рассказ о нем. После этого одним испытуемым предложили воспользоваться очистительной салфеткой под предлогом, что это общественная клавиатура, — мало ли какие микробы там могут быть (кстати, все, кто получил салфетки, поспешили ими воспользоваться). Другие испытуемые так и остались в неочищенном (и как мы теперь знаем, виноватом) состоянии. После этого каждого, как бы случайно, попросили поучаствовать еще в одном исследовании, которым занимается коллега экспериментаторов, но уже на добровольной основе, бесплатно.
Оказалось, что чувство вины — двигатель альтруизма. Из тех испытуемых, кто успел очистить руки, лишь 41% согласились поучаствовать еще в одном опыте. Среди остальных участников, все еще отягощенных тревожащими душу воспоминаниями, доля желающих поработать на благо общества оказалась почти в два раза больше — 75%.
«Мы еще не знаем, как именно мытье рук очищает совесть, но исследования показали, что эта мера, как минимум, позволяет чувствовать себя более спокойно после совершения неблаговидных поступков», считают исследователи.
Анна Фатеева
По материалам «In Harmony»