Часть 1, Часть 2, Часть 3
Говоря о стрессе и стресс-менеджменте, нельзя не упомянуть о стрессе управленца. Наша страна, ориентированная в управлении на личность, вся наша история на том стоит. И в бизнесе картина приблизительно такая же: руководитель может пользоваться властью практически неограниченной, но и риски все на нем. Следовательно, и стрессовое воздействие на него оказывается просто колоссальное. Причины стресса руководителя те же, что и у его подчиненных.
Нагрузка физическая:
-
недосып;
-
экологические проблемы региона (а где их сейчас нет?);
-
ненормированный рабочий день;
-
частая смена часовых поясов;
-
недостаток движения;
-
неправильное питание.
И психологическая:
-
«косяки» нерадивых сотрудников;
-
переживания из-за финансовых проблем компании;
-
бесконечный поток плохо структурированной информации;
-
столкновения со всевозможными проверяющими органами или криминальными структурами;
-
неполадки в личной жизни;
-
ответственность за большое количество людей, порой до конца не осознаваемая.
Отличие в том, что у руководителя стрессовая нагрузка гораздо больше. Кстати, поэтому одна из главных компетенций хорошего руководителя — наличие здоровья, которое позволяет ему длительное время выдерживать эту нагрузку.
Поскольку руководитель — это тот, на ком в организации держится очень многое, цена, которую компания платит за его неотработанный стресс, велика. Особенно заметно это сейчас, когда кризису пошел второй год и руководители, первыми принявшие на себя его удар, устали от постоянного напряжения. Как в управлении компанией проявляются реакции руководителя на стресс? И вообще, какие у руководителей бывают реакции на стресс?
Какие-какие, как у всех нормальных людей — только последствия бывают куда более заметными и бьют по большему количеству людей: ведь это бизнес, тут посчитать можно… Иногда.
Можно выделить несколько распространенных реакций управленца на стрессовое воздействие. Иногда проявляется какая-то одна реакция, иногда они сменяют друг друга. К сожалению, ни одна из этих реакций не устраняет причины управленческого стресса а, напротив, усугубляет ее.
Реакция № 1. Игнорирование
То есть руководитель, понимая, что ситуация опасна для него лично и для всей организации, ничего не делает для ее разрешения, ни с кем не обсуждает проблемы и пресекает попытки других людей сделать это, и постепенно вообще перестает управлять. Нередко такое состояние подпитывается обильными алкогольными возлияниями. Неосознаваемая цель управленца в таком случае — «отключить мозги». Такая реакция опасна тем, что, привыкнув ориентироваться на руководителя, подчиненные сначала успокаиваются и расслабляются — он не дергается, ну и мы не будем. Но когда положение становится критическим, в компании начинается паника — кто-то спешно находит себе другую работу, кто-то скандалит, кто-то безуспешно пытается расшевелить руководителя. Если реакция не изменится — компанию ждут серьезные потрясения.
Игнорирование — реакция на стрессовое воздействие по модели «мнимой смерти» (см. «Стресс-менеджмент. Часть 1»). Только здесь эта модель сбоит: если можно, прикинувшись мертвым, обмануть медведя, который тебя хочет съесть, то люди, к примеру, из налоговой будут не столь доверчивы, в покое тебя не оставят, и проблема сама собой не рассосется.
Реакция № 2. Уклонение
В отличие от предыдущего варианта, реакция уклонения предполагает развитие человеком бурной деятельности. Он работает восемнадцать часов в сутки, он проводит совещание за совещанием, он задействует все имеющие связи, все в компании бурлит … но он решает не ту проблему. Руководитель как бы говорит себе: «Я делаю все, что могу и даже больше, мне не в чем себя упрекнуть!», но ситуация, как правило, ухудшается, приблизительно так же, как в том случае, если человека, заболевшего воспалением легких, интенсивно лечить от перелома ноги. Такая реакция опасна тем, что в результате компания теряет много времени и денег, руководитель несет репутационные издержки, но в итоге все равно сталкивается с нерешенным вопросом, а ресурсов для решения уже гораздо меньше, чем было сначала. В самом худшем варианте руководитель говорит сам себе: «Все пропало, надо сворачивать бизнес». И сворачивает, хотя его можно было спасти с очень высокой долей вероятности.
Уклонение — реакция на стрессовое воздействие по модели «быстро-быстро убежать». И вновь замечательный психофизиологический механизм подводит своего хозяина: проблема последует вслед за руководителем со скоростью, равной той, с которой он убегает, и обязательно его догонит.
Реакция № 3. Метание
Реакция метания — зрелище не для слабонервных. В отличие от двух предыдущих вариантов, руководитель старается решить существующую проблему, смело глядя ей в глаза. Но как он это делает? Каждый день принимаются и начинают внедряться противоречащие друг другу решения. Нагрузка на всех сотрудников компании многократно возрастает. Люди теряют всяческие ориентиры: то, что вчера было твердо решено, сегодня утром уже отменили или переиначили до неузнаваемости. Особенно сильно страдает мотивация персонала компании: то на людей обрушивается лавина штрафов, попреков, увольнений, то вдруг все меняется, сотрудников начинают публично хвалить, награждать, поощрять корпоративными мероприятиями. Руководитель работает больше всех, такое впечатление, что он не спит и не ест, что он ни на секунду не может остановиться, потому что в таком случае компания погибнет, и жива-то она лишь до тех пор, пока он ее защищает. Такая реакция опасна тем, что компания за короткое время может потерять всякую управляемость, ведь реакция метаний быстро расшатывает даже самую прочную систему. Самое же обидное заключается в том, что нередко (не всегда, к счастью) проблема остается в своем первозданном виде.
Метание — реакция на стрессовое воздействие по модели «храбро сражаться». И управленец, у которого она проявилась, может надеяться на то, что какое-то из его усилий подействует, и он выйдет победителем из схватки с проблемой. Но усилия, которые затрачивает руководитель, всегда бывают значительны, риски, которые возникают вследствие этих усилий, велики, а надежда на успех — не маловата.
Хотелось бы вернуться к началу: все перечисленные реакции — совершенно естественны для нормального homo sapiens, и в их основе лежит человеческая физиология. И цель у этого механизма, можно сказать, благая — сделать лучше этому самому homo sapiens. Но с учетом того, как изменилась на Земле жизнь со времен появления на ней человека разумного, управленцам есть смысл сесть и задуматься — не пора ли начать диалог с собственным механизмом стрессовой реакции?
Елена Закаблуцкая
По материалам «Slon»