Получить куш, спихнуть на «павлина» свою вину, убрать рядового соучастника и ощутить свое превосходство — двойное удовольствие для интригана. Чтобы провернуть такую операцию, он пользуется слабостями своей жертвы.
«Для вовлечения сначала нужно напугать человека и рассказать об угрозе, пусть даже мнимой, а затем уменьшить страх, обещая поддержку или толкая на какое-то действие. Чем больше у нас слабостей и чем более открыто мы признаемся в них, тем легче интригану использовать нас или выбить из седла. Мы предстаем перед ним со всем нашим репертуаром соблазнов, отсутствия гибкости, страхов и тщеславия — целым набором «клавиш», умело используя которые, можно сыграть симфонию Большой Интриги», — пишет Йооп Сгрийверс, автор книги «Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе».
Хотите завтра же стать предметом интриги, даже будучи сотрудником без всяких претензий на повышение, а не топ-менеджером? Явитесь в офис в супердорогой одежде, объявите о скорой поездке на Багамы и переезде в коттедж улучшенной планировки. Во время перерыва отделитесь от коллектива и демонстративно продефилируйте в более дорогой ресторан. На столе разложите мобильник последней модели по цене ноутбука и приглашения в элитные клубы. Если expensive look входит в должностную инструкцию, ничего страшного. Но если коллегам и даже боссу подобные атрибуты не по карману, девять из них вздохнут, а один устроит козни.
Ответы на эти вопросы помогут выстроить четкую тактику сопротивления нападкам, используя различные приемы. В числе прочих такие:
-
ответно «очернить» интригана в глазах руководства или коллег;
-
использовать «тяжелую артиллерию» в лице других авторитетных сотрудников;
-
вывести противника на чистую воду, пристыдить и т. д. Если же речь идет о руководителе, который обнаружил в своей команде интригана, стратегия будет зависеть от его «управленческой силы».
Босс может использовать завистника как инструмент решения тех или иных проблем — но только в том случае, если контролирует ситуацию. В противном случае организация может расколоться на два враждующих лагеря. Или интриган, чувствуя свою безнаказанность, начнет отравлять атмосферу в коллективе и выживать потенциально опасных для него сотрудников. В большинстве случаев самый эффективный способ борьбы с интригами — уволить их инициатора.
Интриги в стиле Форда
— Генри Форд решил переманить к себе исполнительного вице-президента General Motors (GM) Симона Кнудсена, которого давно не повышали, однако считали талантливым. Форд решил, что это лучший момент для того, чтобы соблазнить разочарованную «надежду противников», но как президент конкурирующей фирмы не мог пригласить его открыто. «Генри любил интригу, — писал Ли Якокка, сам в то время претендовавший на место президента. — Он взял напрокат машину, надел плащ и в наилучшем стиле агента 007 отправился домой к Кнудсену». Кнудсен принял предложение занять должность с огромным окладом. Чтобы освободить для него кресло, тогдашнего главу компании Миллера передвинули на символический, специально для этого случая созданный пост. Но через 19 месяцев Кнудсен был уволен. Как полагает Ли Якокка, «за то, что он входил в кабинет Форда без стука». Говорят, что увольнению Кнудсена поспособствовала команда самого Якокки: новичка щедро снабжали ложными советами о традициях компании и состоянии рынка. А в GM распространяли такую версию: они мечтали избавиться от Кнудсена и даже благодарны Форду за то, что он переманил вице-президента к себе.
— Слияние Chrysler и Daimler-Benz породило большое количество межгрупповых интриг, в которых участвовали команды с разных сторон. В результате управление осталось за немецкой группой, а американская начала терять своих игроков — воспользовавшись ситуацией, их переманивали к себе GM и Ford. В результате проиграли и победители, и побежденные — объединенная корпорация ослабела. Интриги прекратились, когда головное руководство «перемешало шахматы» — послало немецких менеджеров в Америку.
— Несколько лет подряд самой влиятельной бизнес-леди США считалась гендиректор и председатель совета директоров Hewlett-Packard Карли Фьорина. И вдруг в феврале 2005 года она ушла. Вернее, ее «ушла» дружная команда, недовольная тем, что она принимала решения без учета их мнения. Один из топ-менеджеров, Джордж Кейворт, начал «сливать» сведения о недемократическом стиле управления первой бизнес-леди в прессу. Сменившая Карли Фьорину Патриция Данн вычислила бунтаря при помощи сыскного агентства и предложила ему уволиться («несанкционированный доступ и разглашение конфиденциальной информации»), но он отказался, привлек остальных членов команды, адвокатов и прессу, в результате чего положение самой бизнес-леди серьезно пошатнулось. В конце 2006 года она ушла в отставку.
— С целью воспрепятствовать возникновению интриг руководство NASA установило правило: сотрудник имеет право обращаться к своему непосредственному руководителю, и никому более. Подчиненные были лишены не только шанса свергнуть своего босса, но и возможности сигнализировать о его промахах. Считается, что результатом подобной политики стали технические дефекты, которые привели к катастрофе «Челленджера».
По материалам Point.ru