Воронка подбора персонала пришла в HR из продаж. Это инструмент аналитики, который отражает результаты каждого этапа рекрутинга в количественных показателях. Модель выдержала испытания временем, однако все же постепенно устаревает. Сохранила ли воронка рекрутинга свою эффективность и как ее можно повысить в связке с новыми возможностями методологии Agile.
Немного о самой воронке
Для начала отметим, что единого метода построения воронки подбора персонала не существует. Число и состав этапов зависят от отрасли компании и характера вакансии: например, некоторые работодатели отдельно выносят прохождение испытательного срока, у других же для адаптации персонала открыт специальный отдел, а потому все завершается наймом. Также будут сильно различаться модели при поиске квалифицированного персонала и массовом подборе.
Однако типовой вид воронки все же существует. Его мы и рассмотрим подробнее.
Подбор персонала начинается с подготовительного, нулевого этапа. В него входит составление портрета идеального кандидата и определение источников поиска, то есть мест размещения объявлений. Несмотря на то, что этап не отображается в классической воронке, он является важной частью процесса рекрутинга.
Первым включаемым в воронку этапом является привлечение кандидатов, и это самая широкая часть. Здесь работодатель заявляет о вакансии, публикует резюме на различных площадках.
Второй этап — вовлечение, которое включает в себя обработку входящих откликов, первичное знакомство кандидатов с компанией, корпоративной культурой и брендом работодателя. Рекрутер устанавливает контакт, рассказывает о преимуществах работы. Это ключевой момент, ведь на нем осуществляется «продажа» вакансии, особенно при точечном подборе.
Третьим этапом воронки выступает оценка и подбор. HR-менеджер работает с входящим «теплым» потоком соискателей, которые уже в какой-то степени вовлечены, заинтересованы в позиции. Отсев осуществляется по результатам собеседований и заданий, начиная, например, с небольших тестов и заканчивая финальными интервью с экспертами или руководителями компании-работодателя. При оценке и подборе происходит основное сужение воронки.
Последний этап — получение финального результата: для большинства компаний это найм сотрудника. Здесь же происходит выставление оффера финальным кандидатам. Завершающий этап — наиболее узкая часть воронки: просмотреть можно и сотню соискателей, но более трех офферов на одну позицию выставляют редко. Однако опять же все зависит от специфики вакансии, компании и рынка в целом.
А в чем подвох?
Бывает, система подбора персонала дает сбой. При помощи воронки можно определить, где возникла проблема — например, на этапе вовлечения. Но вовлечение — это множество шагов, и непонятно, в чем именно искать причину. Может, дело в отрицательной репутации и негативных отзывах сотрудников? Или причина в неграмотно составленной карте поиска: рекрутер разместил вакансию для масс-подбора в LinkedIn. Возможно, требования к соискателю не соответствуют сложившимся на рынке? Вариантов может быть много.
В этом и заключается основной недостаток воронки: чтобы решить проблему, мало ее обнаружить. Воронка не способна помочь в выявлении причин. Она упускает взаимосвязь с другими бизнес-процессами и лишь указывает на наличие «бутылочного горлышка», явного несоответствия сухих цифр ожидаемым промежуточным результатам. Это «лакмусовая бумажка», с которой необходимо вести дальнейшую работу.
Есть и еще одна важная проблема: модель воронки не учитывает изменений рынка. Воронка работает, только если мы размещаем объявления в как можно большем числе источников, из которых к нам и поступает поток соискателей. Но ситуация меняется: рынок кандидатов трансформируется в рынок вакансий. В фармацевтике, ИТ, наукоемких отраслях требуется все больше узкопрофильных специалистов на стыке профессиональных областей. Компании борются за кандидатов, которые даже не находятся в поиске. Как все это учесть в воронке — большой вопрос.
Эффективность: что влияет и как измерять
Существует заблуждение, что при искусственном увеличении первого этапа воронки, то есть входящего потока соискателей, растет эффективность рекрутинга. В случае с массовым подбором это действительно может сработать, но для точечного квалифицированного поиска такой метод не подойдет — только приведет к финансовым и временным потерям.
На эффективность воронки подбора персонала положительно влияет HR-бренд, а для сферы ИТ — технологический бренд. Есть еще один вариант — создание корпоративного университета. Так работодатель сможет увеличить исходный пул кандидатов и сделать ставку на отдельные качества и soft skills, доращивая другие компетенции уже в процессе работы.
Для оценки эффективности воронки подбора персонала можно применять различные метрики. Унифицированных показателей нет, но в их качестве часто используют время заполнения вакансии, то есть количество дней, необходимое для ее закрытия, или время найма — количество дней между финальным одобрением кандидата и его выходом на работу. Также может быть использован коэффициент принятия офферов.
Однако меры увеличения эффективности воронки нельзя назвать универсальными. На наш взгляд, целесообразно не столько увеличивать количество предложений, сколько работать с качеством воронки — подробно разбирать те самые «бутылочные горлышки».
Включаем Agile
Если HR-менеджер оценивает данные воронки как сбой системы, это повод обратиться к иным инструментам. Для разложения процесса найма «по полочкам» и оперативного решения проблем отлично подходит Kanban — способ организации и визуализации, где весь процесс представляется в виде таблицы из нескольких граф. В классическом виде Kanban состоит из трех этапов: «to do» — что предстоит сделать; «in progress» — дела в стадии выполнения; «done» — завершенные задачи. Однако в случае подбора персонала традиционный Kanban не поможет — нужна его адаптация. За основу можно взять этапы воронки и усовершенствовать их: раздробить на шаги, указать стадию выполнения задач, учесть дедлайны и ответственных лиц.
Ключевое преимущество инструмента Kanban состоит в возможности анализа здесь и сейчас. А цифры, отражаемые воронкой, более понятны для восприятия, когда процесс найма уже завершен. Но это не значит, что воронка плоха и неэффективна — она удобна для сбора аналитики внутри отдельно взятой компании или даже целых отраслей, планирования на основе полученных данных. Kanban же помогает разобраться не только в цифрах, но и в особенностях протекания тех или иных процессов. Это позволяет проводить более глубокий анализ и использовать сделанные выводы как в будущем, так и в еще не завершенном процессе найма.
Помимо Kanban, можно использовать и другой инструмент Agile — стендап или daily-митинг. Он может проходить онлайн или офлайн, в формате личных встреч. Коммуникации помогают не только найти общий язык, но и повысить эффективность выполнения совместных задач.
Инструменты Agile позволяют делать процесс взаимодействия между участниками команды более прозрачным, а следовательно, помогают лучше планировать загрузку специалистов и точнее прогнозировать результат. Все участники имеют равные права и находятся в диалоге, хотя бы раз в день обмениваются информацией. В результате эксперты чувствуют ответственность за найм персонала. Очень часто проблема кроется именно в коммуникациях, а не в механике процесса.
Однако какие бы инструменты Agile вы не выбрали, сухие цифры воронки всегда помогут задать вектор для аналитики. Это исходная точка, благодаря которой можно понять, куда стоит двигаться дальше.
| Вас может заинтересовать |
 |
|
| |
Кошкина Валентина