Недавно я работал с руководителем, у которого конкуренты только что увели чрезвычайно ценного сотрудника. Он вложил много времени и сил в обучение и подготовку этого человека и возлагал на него большие надежды. В компании его считали «главным гением», и, что особенно обидно, его решение уйти стало для всех полной неожиданностью. Его наставник и руководитель воспринимал это как предательство.
— Наверное, я должен уговорить себя не воспринимать это как что-то личное, — сказал он.
Мы часто слышим такой совет на работе: «Не принимай близко к сердцу» или: «Ничего личного, только бизнес». Так говорят о суровой критике, конфликтах, трудных разговорах, реорганизации, сорванных сделках, проблемах сотрудничества, повышении и карьерных неудачах — о любых и всевозможных ситуациях в офисе.
Но ведь это абсурд.
Работа — то самое место, где я провожу значительную часть своего дня, значительную часть своей жизни, как же не принимать ее близко к сердцу? Смириться с мыслью, что основная часть моей жизни с двадцати лет и хорошенько за шестьдесят — «ничего личного»?
Нет, я понимаю, что присловье «ничего личного» защищает нас в тех ситуациях, которые кажутся сложными, угрожающими, страшными, но все же гораздо разумнее будет считать свою работу, в том числе отношения начальника и подчиненных, личными.
Прежде всего такое отношение связано с успехом и счастьем от работы. Вспомните всех тех людей, кто кажется вам вдохновенными, кто трудится изо всех сил и достигает успеха — ведь они явно принимают свое дело близко к сердцу. И оборотная сторона медали: люди, которые не хотят видеть в работе ничего личного, — нежелательные сотрудники. На собственном опыте вы можете подтвердить тот очевидный факт, что успех в деле связан с личным отношением к работе.
И это вопрос не только нюансов языка и психологии личности, но и реального результата. Все мы знаем, сколь велика корреляция между вовлеченностью членов коллектива и достижениями компании. Но что такое вовлеченность, если не личное отношение? А поскольку теперь со всех сторон слышны жалобы на недостаточную вовлеченность, значит, «ничего личного» приносит свои горькие плоды.
Кроме того, это вопрос этики. Отсутствие личного отношения — изначальная причина многих скандалов, от мошенничества и растрат до пренебрежения безопасностью работников и экологических катастроф на промышленных предприятиях. Если менеджмент и рядовые члены коллектива занимают позицию «ничего личного, только бизнес», тем самым они снимают с себя гражданскую ответственность, общечеловеческую ответственность за нашу планету и даже ответственность за благополучие своих коллег, клиентов и ближайших соседей.
По этим и другим причинам мне кажется очевидным: если мы намерены выполнять свои обязанности в качестве руководителей — и раскрывать свой лидерский потенциал — нужно воспринимать свое дело как личное. Проще говоря, обезличенные сотрудники никак не могут достойно позаботиться о клиентах, соседях и всех, кого затрагивают их решения.
Разумеется, не надо путать личное отношение и неумение соблюдать границы дозволенного — это «две большие разницы». Одно дело — страстно любить свою работу, совсем другое — отождествляться с ней до такой степени, чтобы полностью лишиться психологической защиты и любую ошибку и неудачу принимать полностью как свою, как удар по своей самооценке. Если человек самореализуется только через работу, это опять-таки опасно.
Однако существует же золотая середина — где-то между крайностями работоголика и онемением души.
Что касается руководителя, о котором я упоминал вначале, мне бы следовало сказать ему вот что: «Не терзайтесь вы так. Не воспринимайте неудачу как личное поражение, не думайте, будто она бросает тень на вашу ценность в глазах коллектива и достоинство вашей личности — ни ваша карьера, ни тем более ваша частная жизнь этим конкретным случаем не определяются. Но разочарование — это естественно. И обида тоже. Вы обязательно должны разобраться и узнать, что же произошло. Постарайтесь учесть свои ошибки и совершенствовать свой стиль руководства. Научитесь чему-то на этом опыте.
Но очень, очень вас прошу — не окутывайтесь этим мертвящим душу саваном «ничего личного».
Конечно, если относиться к работе «лично», неизбежны также и тяжелые переживания: порой вы испытаете разочарование, почувствуете себя преданным, задумаетесь даже, ради чего все это. Но ведь это как и с другой великой тайной жизни — любовью: альтернативы-то нет. Вы же не откажетесь навеки от любви, лишь бы уберечься от сердечных ран? А значит, нельзя и отказываться от личного отношения к работе, чтобы избежать разочарований.
Это ваша жизнь, и ради самого себя и тех, с кем вы работаете, вы должны принимать ее — и все в ней — только лично и никак иначе.
Дункан Комб